Давайте жить чисто
Как часто горожане с гордостью говорят о том, что живут в «умном» городе, а вот до города чистого нам еще далеко. Если, идя по центру, свернуть чуть вглубь, то непременно встретишь кучу мусора. Причем список мест, где горожане складируют отходы, постоянно пополняется.
Вот и меня коснулась эта актуальная для Томска проблема: контейнерная площадка во дворе постепенно «обросла» отслужившими оконными рамами, разваливающимися диванами и прочим громоздким мусором. На тот момент я уже знала, что мэр обязал все жилищные организации расчистить контейнерные площадки. Для сбора неопровержимых улик о бездействии нерадивых УК и ТСЖ «Спецавтохозяйство» даже оснастило камерами свои мусоровозы. Мне стало интересно: а что же будет дальше? Как быстро исчезнет хлам со двора моего дома?
...Через две недели проведывать кучу мусора вошло в привычку. Однако всему приходит конец. Правда, конец пришел не свалке, а моему терпению. Я взялась за телефон с целью выяснить, кто должен убрать залежавшийся мусор, и почему это не делается своевременно.
Оказалось, обязанность убирать стихийные свалки делят пополам сотрудники районных администраций и работники жилищных организаций. Как рассказала специалист администрации Ленинского района Ольга Квашнина, ее коллеги ежедневно патрулируют вверенные им территории, причем нередко — по жалобам самих жителей.
— Чаще всего крупногабаритный мусор появляется в частном секторе, особенно в тех местах, где близко расположена лесополоса. «Чемпионы» по захламлению города — организации, фирмы и предприятия. Оно и понятно, у них большой объем отходов. Мусорные кучи поменьше появляются стараниями самих жителей, но и встречаются они чаще. Боремся мы со свалками совместно с полицейскими, обычно — с участковыми. Встаем в пять-шесть утра и приходим на точку, дожидаемся нарушителя, фотографируем, как он сбрасывает мусор в неположенном месте, и приглашаем для составления протокола, — описывает схему Ольга Квашнина.
Как уточнили в администрации Советского района, физическим лицам за незаконный сброс мусора грозит от одной до пяти тысяч рублей, юридическим — от 250 тысяч до полумиллиона. Правда, если закон нарушен впервые, назначается минимальный штраф, говорит глава Советского района Сергей Автомонов.
— Наши сотрудники — адекватные люди. Нередко они входят в положение нарушителей, и все заканчивается предупреждением, — отмечает Автомонов. — Например, не назначим же мы штраф в пять тысяч рублей бабушке, у которой и без того пенсия маленькая. Но бывают и исключения. Недавно жители нашего района сами поймали нарушителя. Он приехал на «Газели», остановился около контейнера и начал скидывать туда строительный мусор. К нему подошли с замечаниями. В итоге чуть до драки не дошло. Правда, мусор мужчина так и не забрал, уехал. Но мы его нашли по номеру машины. И хотя на рассмотрении дела человек утверждал, что ничего не знает и машину давно продал, наказание ему назначили сразу максимальное. Штрафы делают свое дело, срабатывая по принципу сарафанного радио. Стоит только поймать и оштрафовать одного-двух человек, и у остальных уже нет желания нарушать правила.
По данным администрации Ленинского района, за последние три года объем уборок значительно возрос. Если 2010 году здесь было убрано 5 014 кубометров мусора, то в 2011-м — уже 9 846. В этом году ликвидировано свыше трех тысяч кубометров мелких свалок и целых 30 тысяч — с одной единственной, но очень большой свалки по улице Мостовой, 38б.
— Это была просто гигантская свалка! — рассказывает Ольга Квашнина. — Такое впечатление, что туда каждый нерадивый предприниматель и каждое нерадивое предприятие считало должным вывезти КамАЗ-другой мусора. Эту свалку мы не могли ликвидировать три года. В данный момент подъезд к ней перекрыт бетонными плитами, склоны обсыпаны, после рекультивации растет трава. Четыре месяца прошло, и мусора там до сих пор нет, чему мы очень рады.
Если маленькие свалки убираются с помощью управляющих компаний или предприятий на добровольной основе, то на уборку больших тратятся бюджетные средства. В администрациях районов на эти цели есть фонд непредвиденных расходов. Получается, что неопрятность жителей напрямую бьет по карману муниципалитета: деньги, которые могли бы пойти на создание детских площадок или скверов, тратятся на приведение города в приличный вид.
— Неправильное обращение с отходами вредит не только горожанам, но и тем, кто их обслуживает. В первую очередь от твердых бытовых отходов страдают мусоровозы: когда стрела поднимает перегруженный контейнер, может произойти поломка. Либо рвутся сами контейнеры — металл не выдерживает нагрузки. В результате компании, которые вывозят мусор, несут убытки, — поясняет Ольга Квашнина. — Свалки влекут еще и сбои графика. Дело в том, что внутри каждой машины есть пресс, который сжимает мусор по мере заполнения. В итоге в кузов объемом 21 кубический метр помещается содержимое 30 контейнеров объемом в один кубометр. Одна незадача: кирпичи, картонные коробки, деревянные доски и даже закрытые пластиковые бутылки не прессуются. Из-за того, что объем кузова заполнен, а весь мусор с одной точки в него не помещается, водителю приходится несколько раз выезжать на одно и то же место — пока вся свалка не будет убрана. Но несколько отклонений от маршрута означают, что во дворе какого-то другого дома будет переполнен контейнер — водитель просто не успеет вывезти отходы вовремя.
Выход из этой ситуации только один — жители должны вывозить крупногабаритный мусор сами. Причем вывезти его можно только в одно место — полигон в Сурово-Сухоречье, который располагается в 30 километрах от областного центра. Горожане, у которых нет своей машины, могут договориться со «Спецавтохозяйством» или заключить договор с частной фирмой. В среднем для разовой поездки аренда «Газели» с кузовом, в который поместится полторы тонны мусора, обойдется в 900 рублей.
— Правда, не факт, что эти частные фирмы добросовестны. Частенько выясняется, что те же предприятия по установке окон, которые обещают клиентами вывезти выломанные рамы, выбрасывают их не на полигон, а на ближайшую несанкционированную свалку, — замечает глава Советского района Сергей Автомонов. — Впрочем, тут уж жители за этих дельцов не ответчики. Это задача наших сотрудников и полиции — поймать и наказать нарушителей.
Намного легче горожанам избавиться от металлических отходов — обрезки труб, старые ванны и батареи, железные двери и арматуру заберут бесплатно. Нужно только позвонить по объявлению о вывозе металлического мусора и сообщить адрес дома. Остальное сделают сотрудники фирмы, которые собирают по городу утиль для его последующей сдачи в пункты приема металлолома.
— Если у томичей нет возможности вызвать машину, можно обратиться в свою управляющую компанию или в администрацию района, — рассказала Ольга Квашнина. — В любое удобное для них время мы по договоренности сможем помочь. Только мусорить не надо.
А что делать, если по каким-то причинам в УК или мэрии на сигнал о непорядке никак не реагируют и свалку не убирают? Можно обратиться в прокуратуру своего района или в областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды.
— Как правило, мусор на территории города не совсем в нашей компетенции. К нашему ведению относятся территории муниципальных образований, то есть «ничейные», — рассказала госинспектор региона по охране природы Татьяна Мочалова. — Нам люди звонят уже от отчаяния, когда совсем не знают, куда обратиться. И тогда на место выезжают наши инспекторы, определяют объем свалки, затем передают материалы в прокуратуру. После чего по решению суда хлам должен быть убран в определенные сроки. Получается, что через нас решать проблему дольше. Но зато — наверняка.
По словам председателя комитета урбанизированных территорий областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергея Трапезникова, не только частники захламляют город. Многие строители, предприниматели, торговые работники стремятся сэкономить на мусоре и выбрасывают свои отходы на места несанкционированных свалок, в лес, а то и просто в бункеры во дворах домов.
Проблема, на его взгляд, еще и в том, что в Томске в принципе отсутствует орган, который системно контролировал бы обращение с отходами. Если в районной администрации есть активный человек, уборка движется. Если нет — работа ведется для галочки, либо вообще стоит, потому что люди не хотят создавать себе лишние проблемы.
Несмотря на это, большую часть свалок каждый год удается убрать, говорят экологи. Но они появляются вновь и вновь. Так получается потому, что убирать мусор ответственные лица научились. Но автономно действующей системы по вопросам несанкционированных свалок пока не существует — законодательно не оговорены важные моменты. В федеральном законе, например, только обобщены требования к производителям отходов, но четко не указаны границы ответственность тех субъектов, которые работают с мусором.
Однако первый шаг в этом направлении уже сделан. Сотрудники департамента разрабатывают законопроект, который восполнит проблемы в законодательстве и уберет несостыковки федеральных и областных законов. Проект будет представлен на рассмотрение в облдуму до 15 ноября.