26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 6311

«Сухой» закон провалился

«Сухой» закон провалился
Фото: kp.ru

Томские власти и полиция бессильны перед пьяницами и бомжами — такой вывод можно сделать по итогам полугодового отчета городского полицмейстера перед депутатами. Уже второй раз Виктор Бунин информирует парламент областного центра об итогах оперативно-служебной деятельности, на этот раз — за первое полугодие 2012 года. Тон доклада — умеренно-оптимистичный. Правда, не в той его части, что касалась борьбы с пьянством вообще и ответственности за незаконную продажу алкоголя в частности. Одно радует: «бодяжный» спирт в Томске достаточно высокого качества и не опасен для здоровья граждан.

Полковник полиции прямо-таки закидал депутатов цифирью. Зачитанные скороговоркой и без комментариев статфакты, на взгляд автора, мало что говорят. Рискну предположить, что для многих депутатов это была такая же филькина грамота, как и для вашей покорной слуги. Ну вот например: в 2012 году уровень зарегистрированных преступлений незначительно вырос — с 6 264 в первом полугодии 2011 года до 6 818 в нынешнем. Но при этом число разбойных нападений снизилось на 6,4 % — с 47 штук до 44, грабежей — на 22,4 %, с 673 до 522. А это много или мало? Как выглядит Томск на фоне других российских городов? Что с уличной преступностью, по которой мы «выстрелили» ранее?

Рост, сказал начальник УВД, произошел в основном за счет преступлений экономического блока. По «экономике и финансам» Бунин некоторые пояснения дал. По его словам, «в деятельности современной полиции работа по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции является приоритетной». Отсюда рост привлеченных по статьям «в крупном и особо крупном размере» — 129 до 138. А также числа лиц, попавшихся на совершении должностных преступлений — их выявлено 32, в том числе 13 фактов получения взяток.

Вопрос: больше стали тырить или чаще ловить, не встал... Удивляют (на общем статфоне) относительно крупные цифры по наркотикам: 298 преступлений, 271 — особо тяжкое. Изъято более шести килограммов наркотических средств. Если под оными подразумеваются более серьезные вещества, чем конопля с заброшенных огородов, возникает вопрос: у полиции мало своих дел, что она так упорно вторгается в епархию «соседей»? К сожалению, журналистам не дозволяется задавать вопросы на думе. А у депутатов эта часть отчета особых эмоций не вызвала. Говорится не в качестве претензии — просто констатация факта.

Никаких позитивных тенденций не наблюдается и в ситуации на дорогах: 14 погибших, 282 раненых. Всего выявлено более 67 тысяч нарушений! В этой сфере вроде бы и делается много: установка новых ограждений, обустройство переходов, новых светофоров, переменной сигнализации. Толку чуть. По-прежнему печальное лидерство среди причин ДТП держат превышение скорости, выезд на встречку и, увы, все тот же алкоголь.

Теме борьбы с зеленым змием в конце весны-начале лета было уделено столько внимания как на городском, так и на областном уровне (не говоря уже про федеральный), что многих заставило вспомнить 1984 год. Смешно, в самом деле... Многие предупреждали: запрет торговли алкоголем с 22 до 10 ни к чему хорошему не приведет, он ударит по законопослушным и малопьющим, а «свинья грязи найдет». Тем не менее, определенное «закручивание гаек» позволяло надеяться хоть на какой-то элементарный порядок. Оказалось с точностью до наоборот. Громкие законодательные инициативы, «трезвые карты» и прочая, как теперь выходит, популистская вермишель не стоила даже бумаги, на которой распечатывались документы. Пить меньше не стали. Более того: как признал сам начальник полиции, у него связаны руки в отношении пьющего на улицах и во дворах контингента. Закон не позволяет реально наказывать как пьющих, так и торгующих.

С начала года, сказал Виктор Бунин, в состоянии опьянения было совершено 304 преступления. (Опять же неясно, много это или мало. Как было до начала «борьбы»?) Ежедневно сотрудники полиции выезжают на убийства, «тяжкие телесные», побои и т. д., единственными причинами которых были пьяные ссоры. В первом полугодии за распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в пьяном виде привлечено к административной ответственности около 6,5 тысячи человек — звучит вроде весомо. Однако никакого отношения к законодательным новеллам эта цифра не имеет.

Совсем не так «смотрится» другая — из незаконного оборота изъято около 560 литров спиртосодержащей продукции. А как вам такая: по статье КоАП за торговлю спиртным в ночное время зафиксировано аж 25 правонарушений! Вот уже полиция призывает городских депутатов выйти с законодательной инициативой к областным коллегам: пусть примут закон, позволяющий лишать «юридических и физических лиц лицензий на право торговли алкоголем за систематические нарушения норм КоАП РФ и областных постановлений по ограничению продажи спиртосодержащей продукции». От себя замечу: сильно сомневаюсь, что это в компетенции областных законодателей. Да и формулировка «систематические нарушения» умиляет. Это ж сколько раз надо поймать ночного торговца за руку, чтоб наконец «закрыть лавочку»?

Полковник полиции рассказывал еще более удивительные вещи. Ну вот, например, борьба с торговлей «бодяжным» спиртом. Оказывается, сам факт продажи предполагает достаточно смешной штраф, который «кабатчикам» не страшен. Другое дело — если продаваемый ими спирт некачественный и угрожает здоровью пьющего населения. Сколько раз возили стражи порядка изъятое пойло на экспертизу, ответ неизменен: спирт качественный. Честное слово, и смех, и грех...

Совсем не до смеха тем, кто оказался в заложниках ситуации, о которой наиболее трезвые головы предупреждали еще до принятия «оградительных» законов. Каждый выбирает по себе: кто-то предпочитает торговать втихую, другие же совершенно официально берут лицензию на «закусочную» и торгуют себе спокойно всю ночь (на общепит запрет не распространяется). Так, депутат Брекотнин привел пример несчастного дома № 5 по улице 79-й Гвардейской дивизии:

— У них во дворе два таких магазина, а рядом еще и домик, где принимают металлолом и рассчитываются спиртом. Там уже все вокруг загажено. В том числе и детская площадка, на которую мы выделяли деньги. Даже деревья, и те уже под углом стоят.

— Мы работаем по федеральному закону, — ответил Виктор Бунин. — Я записал этот адрес, но... У нас и магазины по доставке спиртного на дом появились.

Сергей Ильиных добавил: есть еще «умники», которые придумали, как совершенно законно обойти запрет — водку можно подарить. Человек покупает зажигалку за 200 рублей, а в подарок получает бутылку...

Воистину: если бы у авторов законов креатив был на таком же уровне, подобных законодательных «лагун» было бы в разы меньше. А пока начальник полиции не смог даже внятно ответить, как быть с бомжами и просто любителями выпить на свежем воздухе, со всей округи собирающимися в обустроенном депутатами сквере на улице Шевченко. Такого понятия как бомж в законе нет. Они-де вольные странники, и все, что можно сделать с этой публикой, — задержать на несколько часов и отпустить. В вытрезвителе, надо полагать, им тоже никто не рад...

Подводя черту под обсуждением, Сергей Ильиных сказал, что совместная работа гордумы и полиции продолжится, а вопросы по законодательным инициативам предложил обсудить на комиссии по регламенту и правовым вопросам. Тем временем данная тема в силу погодных условий утратит свою актуальность: пить на лавочках при температуре ниже плюс 10 некомфортно, при минусе — тем более. Да и спать народ ложиться раньше, желающих «затовариться» после 22-х будет заметно меньше. А до весны, глядишь, и федеральный законодатель проснется и сообразит: запретить-то он запретил, а меру наказания назначить забыл.

Смотрите также