26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 5447

Июль: все в дыму, кто виной тому?

Июль: все в дыму, кто виной тому?
Фото: Дмитрий Кандинский

Сижу, тупо клацаю по клавиатуре и вспоминаю, что нам вещали в последнее время: небольшое задымление безвредно для здоровья, астматики, сердечники и прочие от него не страдают. Так говорили представители томского облздрава и Роспотребнадзора. То, что у меня за окном по несколько раз в день проносится реанимация ― это случайность. Вялость, головная боль и жжение в области сердца я себе придумала. Мой бедный старый мозг выносит не по причине кислородного голодания ― просто он перегрелся. Вот и Онищенко говорил то же самое: ерунда, не парьтесь. Пейте воду. Жалко, нет «Боржоми».

Правда, то были советы издалека. Добравшись с приключениями до Томска (аэропорт не принимал) главный санитарный врач России почему-то удивился, что томичи ходят без масок. При этом нас продолжали уверять, что содержание угарного газа в воздухе превышает ПДК на 0,2-0,4 процента. Мол, максимум в три ПДК был в Стрежевом. Только глаза от дыма режет в Томске. Потом признали: да, было два. Но не больше...

Эффект пришествия начальства после селектора с Дмитрием Медведевым был моментальным. Как будто господь бог услыхал молитвы эмчеэсников, которым, как говорили злые языки, больше надеяться было не на кого. (Молебны о «бездожии» прошли во всех томских храмах). Буквально на следующий день дыма стало меньше, а на второй он исчез совсем! Неужели то знаменитые Бе-200, которых на всю Россию всего шесть, у нас теперь работают четыре, махом все залили? Увы... Как вскоре объяснил сам Геннадий Онищенко, все дело в ветре. Самолеты сбрасывают свои тонны воды, но смог заглушили не они. Передышка была недолгой, и дым вернулся.

Впрочем, уже в августе... А конец июля ознаменовался как раз прибытием тяжелой авиации и другой техники, а также людей. И не каких-то там волонтеров, а обученных профессионалов, пожарных-десантников. Тысячи томичей сегодня задаются вопросом: почему так поздно? Губернатор «разбор полетов» обещал провести после полного тушения всех пожаров. Тогда же будет озвучена и точная площадь выгоревших лесных угодий. Цыплят, как говорится, по осени считают. Будет ли что считать? Неужто «вся королевская конница, вся королевская рать» не в силах остановить стихию?

Вопросы, вопросы... На последнем думском собрании, после которого депутаты разошлись на каникулы, часто звучало выражение «человеческий фактор». Это люди, которые ходят в лес, бросают там окурки и разводят костры. Бросают или не бросают ― это опять же вопрос. Но почему они туда идут, понять можно. Дикоросы давно уже стали основой жизни в томской глубинке. Деньги от проданных даров леса да пособие по безработице ― вот и все, на что можно рассчитывать. Потому и идут. Есть и просто безбашенные ― ну как семейка из Богашево, которую с риском для жизни спас вертолетчик Александр Григорьев, посадив тяжелую машину на пятачок посреди горящей тайги. Это тоже, между прочим, человеческий фактор. И чиновники, которые в начале лета уверяли, что тушить тайгу «экономически невыгодно», ― тоже...

Этот же фактор, человеческий, заставлял томичей искренно, от всего сердца, помогать смытому стихией Крымску. И он же вызвал конфликт оборонно-спортивного лагеря «Томская застава» и клана Журавлевых. Папа Василий ― местный латифундист, директор хозяйства «Заварзино», сын Александр ― глава Мирненского поселения. (Куда как удобно...) Это ему понадобился берег, занятый лагерем, «под пасеку». Представить что-то подобное в Европе ― дикость! Разве что где-нибудь в латиноамериканской глубинке! А у нас все всерьез. Спор как-то утрясли, вроде как Василий Журавлев чисто по-человечески разрешил: да играйте вы в свою войнушку, но только без всяких прав на землю.

Все мы люди, все мы человеки. У человека по имени Борис Мамоян в июле истек срок по уголовному делу «ценой» в 40 миллионов. Перед законом он теперь чист. Депутата Сергея Кравченко допросили в качестве подозреваемого, ну, там целая «Зеленая фабрика» за спиной, подозрение в преднамеренном банкротстве. У его коллеги по облдуме Екатерины Собканюк провели домашний обыск ― а речь-то идет всего то о 6,5 миллионах... Человека Павла Сбышко отправили в отставку по собственному желанию. Кто не знает ― это руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области и «автор» посадки мэра Макарова. Про последнего как раз в июле ничего слышно не было, а вот второй по известности томский сиделец Сергей Зайков профигурировал в связи с отказом суда облегчить его участь. Несмотря на личную просьбу Виктора Кресса. Нечеловеческая принципиальность...

В июле, как всегда, люди гибли. И не столько за металл, сколько по нелепой случайности. Самая трагическая и самая дикая ― смерть 17-летнего парня во время «водной битвы» у речвокзала. Очень непонятная история. По сравнению с ней гибель 30-летнего роупджампера, чья жизнь оборвалась вместе с тросом по время прыжка с трамплина в Академгородке, выглядит почти закономерной: человек хотя бы знал, что идет на риск...

Впрочем, кто не рискует... Томский сенатор Владимир Жидких, согласившись по предложению губернатора Сергея Жвачкина сменить комфортную и высокооплачиваемую, но не слишком насыщенную адреналином должность в Совете Федерации Госдумы РФ на кресло вице-губернатора, тоже совершает в какой-то степени рискованный шаг. Как оно будет: второй раз в одну реку? В любом случае скучать ему не придется. Как и Алексею Севостьянову, уже приступившему к работе в обладминистрации в качестве начальника департамента по информационной политике. Печальная судьба этого подразделения региональной власти в последнее время ― яркий пример того, как много зависит от человеческого фактора.

Бесчеловечное намерение муниципальной власти уже в июле начать перекройку городских маршрутов остановили вышедшие на митинг люди. А вот по-человечески понятное стремление томских властей добиться пересмотра межбюджетных отношений обернулось большим пшиком. Целое собрание городской думы посвятили этой теме, а потом даже не вышли с законодательной инициативой в областной парламент. К чему было огород городить? Человеколюбивые депутаты областной думы между тем утвердили областной материнский капитал на третьего, четвертого и так далее детей, а главное, пособие малообеспеченным многодетным семьям ― по семь тысяч на каждого ребенка. То-то радость городским люмпенам. Да и безработной деревне будет чем заняться. За такие деньги можно и десяток маленьких человечков настругать: это ж 70 тыщ в месяц!

Впрочем, это будут расходы уже будущего года. Но и нынче доходы от расходов уже всерьез отстают, из-за чего дефицит бюджета одним росчерком пера был увеличен на миллиард с «хвостом». По мнению ряда оппозиционеров, звер-р-р-ский шаг..

Под занавес про зверей. Трагическая гибель лебедей в Игуменском парке не только вновь высветила «собачью» тему, без человеческого фактора в ней тоже не обошлось. Если кто не знает, «парк» этот ― клочок земли величиной со сквер у ТЮЗа. Где был сторож, когда собаки грызли птиц?

Ну и совсем в конце ― трогательные новости из царства животных. В северском зоопарке родилась носуха, самец серебристого фазана высиживает кладку яиц, а в Туганском заказнике егеря нашли гнездо черного аиста. Подрастайте, аистята, будет вам работа на следующий год...

Смотрите также