Недремлющее око
Знаете ли вы, что количество времени, в течение которого люди могут перейти дорогу, рассчитывается по формуле «один метр — одна секунда»? Еще две секунды добавлены пешеходам на раздумья. Больше нельзя — задержится транспортный поток, водители начнут нервничать, и это повысит вероятность дорожно-транспортных происшествий. Дорога — всегда компромисс между водителями и пешеходами. Достигать этого компромисса помогают светофоры.
Где, на какой улице и в каком месте их устанавливать, решает ГИБДД. Но перед этим нужно хорошенько изучить обстановку на дорогах.
— В течение года мы собираем статистику — на каких участках дорог больше всего аварий. При этом нужно еще анализировать, каких именно аварий, — рассказывает старший инспектор отдела надзора ГИБДД Виктор Гинкель. — Например, если на улице случилось несколько дорожно-транспортных происшествий, но все они произошли по вине водителей — к примеру, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, эти происшествия мы в расчет не берем. А вот если где-то неудобные повороты, плохой обзор дороги, часто пересекаются транспортные потоки — там мы и принимаем решение поставить светофор.
В этом году по городу установят девять светофорных объектов — так сотрудники ведомства называют несколько светофоров со всем оборудованием, металлоконструкциями и проводами. Финансирование уже утвердила комиссия по безопасности дорожного движения обладминистрации. В нее входят представители «белого» дома и сотрудники ГИБДД. Совместно, основываясь на ежегодном анализе аварийности, они принимают решение, сколько денег будет выделено из областного бюджета. Раньше, по словам Виктора Гинкеля, в год устанавливалось по два-три новых светофорных объекта.
— Ситуация изменилась с началом программы реконструкции дорог, — рассказывает старший инспектор. — Последние несколько лет мы ставим в год по девять-десять светофорных объектов. Хорошее финансирование стали выделять потому, что в федеральную программу реконструкции дорог входят не только асфальтовые покрытия, но и организация дорожного движения. То есть в рамках этой программы сразу выделены деньги на установку дорожных знаков и светофоров.
На тех же участках дорог, где реконструирование не проводится, дело обстоит не так радужно. «Мы уже пять лет не можем добиться переноса остановки «Дворец спорта» на пересечении Красноармейской и Учебной. А там ведь очень аварийный участок. Проект мы подготовили еще в 2007 году! А в администрации вся тянут, — рассказывает Виктор Гинкель. —У нас есть еще проблемный участок — поворот на Богашевском тракте, где находится выезд автомобилей из деревни Аникино. Слава богу, ДТП там не отчетные — смертей нет, но по пять-десять происшествий каждый месяц фиксируем регулярно. Когда мы сможем поставить светофор и там, пока неизвестно».
— Где именно устанавливать светофоры, дорожные знаки и делать разметку, решает ГИБДД. А мы, так сказать, воплощаем их решения в металле, — комментирует начальник СМЭУ Юрий Руденко. — Мы же следим, чтобы потом все работало исправно.
Контроль за работой светофоров ведется из диспетчерской. Реальная и точная карта города — на мониторе компьютера диспетчера. На ней схематично изображены все светофорные комплексы, и в любой момент можно посмотреть, какой сигнал горит на том или ином светофоре. Если вдруг где-то случается поломка, диспетчер СМЭУ об этом узнает сразу. Он тут же высылает на место бригаду сотрудников, чтобы выяснить и устранить причину поломки. Чтобы сигналы светофоров не противоречили друг другу, один из них отключается. Если поломка произошла на улице с приоритетным потоком транспорта, ГИБДД отправляет на это место регулировщика. Если поломка произошла не на приоритетной дороге, водителям и пешеходам следует ориентироваться на дорожные знаки и соблюдать правила движения.
За подключение светофоров к электричеству отвечают «Горсети», питание идет от их «шкафов».
— Бывают, конечно, в связи с этим неудобства. Например, когда работникам «Горсетей» нужно ремонтировать свое оборудование, и они отключают электричество, а вместе с ним перестают работать и светофоры, — рассказывает Юрий Руденко. — Или, например, на днях не действовали светофоры на пересечении Комсомольского и Енисейской. Произошла авария, машина врезалась в «электрошкаф», и тот загорелся. Обесточеными оказались еще и три соседних дома. Так как у сотрудников «Горсетей» сейчас много работы из-за строительства развязки на четвертой поликлинике, то ремонт «шкафа» на Комсомольском растянулся на три дня.
В штате СМЭУ, по словам Юрия Руденко, тоже не хватает рабочих рук. Сейчас за состоянием светофоров следят пять бригад, на каждую приходится по машине с водителем. Но этого не хватает. «Нам хотелось бы больше сотрудников, — сетует Руденко. — Нужно увеличить штат инженеров. Еще наши диспетчеры дежурят по 12 часов, без выходных. А нужно, чтобы дежурили круглые сутки. Мы уже поднимали этот вопрос, обращались в администрацию области. Надеемся, что нам расширят штат сотрудников и увеличат финансирование.
Всего, по словам начальника СМЭУ, в городе установлено 142 светофорных объекта. Если подсчитать количество одиночных светофоров, получится примерно полторы тысячи. Из них 132 штуки — светодиодные, с обратным отсчетом времени.
— Такие светофоры намного выгоднее в эксплуатации и лучше обеспечивают безопасность дорожного движения, — рассказывает Юрий Руденко. — В обычном светофоре только одна лампочка, а тут — несколько десятков светодиодов. Если в старом лопнет лампа, то весь сигнал уже не горит, ее нужно заменять. А если перегорит один маленький светодиод, ничего не изменится. Кроме того, светодиоды горят ярко, даже если на них попадает солнце, а ламповые светофоры, в которых стекло-отражатель, засвечиваются, и может создаться впечатление, что горит не тот сигнал.
Еще бывают светофоры, которые не вводят дополнительных ограничений — просто мигают желтым цветом и привлекают внимание водителей. Это модели Т-7 — так называемые «моргалки».
— Мы начали устанавливать «моргалки» потому, что выяснилось: водители привыкают к знакам, вследствие чего не уделяют им должного внимания. Мол, ну переход и переход, ну и что? — рассказывает Юрий Руденко. — Подобное привыкание очень опасно, оно увеличивает риск аварийности. Поэтому во всем мире придумывают новые решения, чтобы сделать дорожное движение безопасным. Поскольку к «моргалкам» водители тоже привыкают, уже придумали новую вещь — яркую цветную разметку на проезжей части. Мы в городе в качестве эксперимента уже нарисовали одну такую, на Кирова — знак «Осторожно, дети!».
Но есть в Томске не только «моргалки», но и «пищалки» — светофоры, которые подают звуковой сигнал незрячим. По городу таких семь штук. Однако эти светофоры оказались проблемными, говорит глава СМЭУ.
— Жители часто звонили нам с жалобами, просили убавить громкость. Как только мы убирали громкость, звонили из общества слепых, просили громкость прибавить. Решение, в итоге, нашлось: мы поставили светофоры с голосовым сопровождением. Такие сейчас работают на площади Батенькова. Оказалось, что они намного приятнее для слуха.
Привезли в Томск и мобильные, передвижные светофоры. Эти конструкции на фундаментных блоках можно легко установить, быстро проложить кабель и так же легко перевезти в другое место. Установили их на пересечениях Дальне-Ключевской с Мира и Большой Подгорной, Комсомольского с Мариинской и Пушкина, а также на 79-ой Гвардейской Дивизии.
По словам старшего инспектора ГИБДД Виктора Гинкеля, Томск не хуже всех остальных городов в плане разработок — например, по сравнению с Новосибирском. Постоянно вводятся и пробуются новые разработки. Например, сейчас на Иркутском тракте поставили экспериментальный светофор с фотоэлементами.
— Это та же «моргалка», только огоньки на ней начинают мигать, лишь когда около перехода действительно стоит пешеход. Человек подходит к дороге, фотоэлементы улавливают движение, реагируют на него, и «моргалка» начинает мигать, предупреждая водителей о пешеходе заранее. Светофор мы специально поставили на переходе недалеко от ГИБДД. Будем смотреть, как он повлияет на безопасность пешеходов, и после этого решим, вводить ли аналогичные сооружения на других улицах.