24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 3591

Церетели пообещал Томску подарок (фото)

Церетели пообещал Томску подарок (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

«Я бы хотел вместе с вами порадоваться». Эти слова Зураб Церетели передал сегодня томичам по мобильному телефону во время торжественного открытия его персональной выставки в областном художественном музее.

«Я очень переживаю, — говорил он, — что вы открываете мою выставку, а я нахожусь в Москве. Но что поделать, меня отозвали прямо из аэропорта, чтобы проинспектировать олимпийские объекты в Сочи. Работал вчера до трех часов ночи, и сегодня с утра, а в пять часов должен выдать свои серьезные предложения. Я поздравляю вас и даю вам слово, что приеду на закрытие и с вами вместе обрадуюсь. И подарю вам свою работу».

Слова Зураба Церетели были встречены аплодисментами. Общение по громкой связи с народным художником России, президентом Российской академии художеств устроил его друг, сподвижник, соавтор многих монументальных работ, архитектор Александр Мирианашвили. Ему и вице-президенту Академии художеств Андрею Бобыкину пришлось открыть выставку и отвечать за мастера на пресс-конференции, вручать от его имени благодарственные письма, в том числе и губернатору, за поддержку проекта. Областная администрация тоже приготовила ответный подарок художнику — замгубернатора Владимир Самокиш даже пришел с пакетом, но дарить не стал. Сказал, что лично в руки, когда Зураб Константинович «в реале будет общаться с томичами».

— Выставка позволяет максимально познакомиться со всеми гранями творчества Зураба Константиновича, чтобы у вас сложилось собственное мнение, — заметил Андрей Бобыкин на открытии.

Собственно, это и есть причина, почему четыре года назад родился этот передвижной проект. Томск стал 67-м российским городом, который принимает персональную выставку президента Российской академии художеств. Она прошла и юг России, и Урал, в Сибири работы Церетели видели Новосибирск и Красноярск. Из Томска выставка уйдет в Кемерово.

Родился проект на волне негативной информации, которая прошлась по всем российским СМИ после истории с памятником Петру I. «Боже мой, сколько грязи и лжи вылили на Зураба Константиновича»! — морщится от воспоминаний Бобыкин. — Гонения начались, как только сняли Лужкова, и пошли разговоры о том, что памятники Церетели из Москвы теперь точно уберут. Хотя Церетели к этому времени не общался с Лужковым уже лет пять. Он даже к нему на юбилей не приехал. Потому что их рассорила Елена Батурина». Но эти факты были известны только узкому кругу лиц.

И тогда члены Российской академии художеств предложили показать многогранность творчества Церетели. «Этот проект важен, прежде всего, российским художникам и провинциальным музеям, — подчеркнул Андрей Бобыкин. — Не только здесь, в Сибири, но и в центральных районах России плохо знают Церетели как живописца, графика, как автора объемных эмалей. Да, он создает большие монументы, потому что монументалист, но работает и в архитектуре, и в дизайне, и в малой скульптурной пластике, в жанре миниатюры. Зураб Константинович — неординарная личность. Это человек, который уже сейчас вошел в мировую историю искусств».

— Церетели делает это не только ради популяризации искусства — он сам себя чувствует хорошо, когда выезжает в регионы. «Я вижу там добрые глаза и доброе отношение ко мне», — говорит он всегда, — добавил Александр Мирианашвили.

Томск действительно очень тепло встретил выставку Церетели. Много аплодировали. Кое-кто (в надежде увидеть самого мэтра) пришел с букетами. Скептики никак себя не обнаружили, даже в кулуарных беседах. Возможно, действительно, близкое знакомство с творчеством произвело впечатление. Хотя кто-то намекал, что есть заимствования у Пикассо и Шагала. Но и сам Церетели признает, что эти художники повлияли на него, когда он изучал их творчество во Франции и общался с ними.

Даже представители томских СМИ были лояльны и не задавали провокационных вопросов. Возможно, потому что некому было. Зато крайне заинтересовались последними воплощенными проектами, среди которых — памятник Марине Цветаевой во французском курортном городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви, что был установлен 12 июня. Кстати, в том же городе по предложению французской стороны появится «Аллея русских классиков» — Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий, Мстислав Ростропович, отлитые в бронзе. Но более всего восхитил проект Музей женщины, который внешне напоминает огромный букет (высота 14 метров) эмалевых цветов (внутри этого объема и разместиться музей). По словам Александра Мириниашвили, этот самый мужской проект будет воплощен уже нынешней осенью в Москве.

Посмотреть на работы Церетели пришло очень много известных томичей — политиков, художников, профессоров, музыкантов, писателей и архитекторов. Но рядовых томичей было больше. Неслучайно Павел Волк, новый начальник департамента по культуре, обратил внимание всех на то, что «мы присутствуем при событии, которое случается один раз в жизни у каждого». В культурной жизни томичей действительно подобного масштаба художники с персональными выставками приезжают крайне редко.

— Когда всей Сибирью принимаем выставку, это музею и области по карману. Если бы только в Томск она приехала, то никакого бюджета не хватило бы, — призналась директор художественного музея Ирина Ярославцева.

Важно то, что все работы, представленные в экспозиции, созданы художником за последние 10-12 лет. Его фантастическая работоспособность не может не восхищать. Когда автор этих строк поинтересовался, в какое время суток Зураб Константинович предпочитает работать, последовал ответ «всегда». С пяти утра он уже на ногах. Если есть два часа до работы в Академии, Церетели проводит их у себя в мастерской. «Даже на заседаниях и официальных собраниях Зураб Константинович делает почеркушки». Многие крупные полотна были написаны им во время мастер-классов, которые он проводит у себя в галерее, каждую субботу. Неслучайно на них стоят конкретные даты. «Ну, как было не написать Андрея Бартенева в костюме шута, если сам Андрей пришел в таком виде?! — рассказывает Александр Гурамович. — Или портрет Метаксы. Она пришла в таком необычном наряде, что Зураб Константинович тут же усадил ее позировать».

Однако более всего пришедших на вернисаж заинтриговали объемные эмали. Это необычная техника — ноу-хау Церетели. И хотя эмальеров в России достаточно много, таких эмалей, кроме него, не делает никто. Зураб Константинович, по словам его коллег, даже специальный порошок изобрел, в итоге его мозаики стоят много лет даже на улице и не дают трещин. Экспозиция знакомит и с Церетели-лириком, и с Церетели-пересмешником. Многие посетители отметили сильную энергетику работ мастера. «Эта выставка заряжает позитивом», — призналась пожилая дама, отвечая на вопрос, придет ли она еще раз в музей порадоваться вместе с художником.

Смотрите также