23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 5100

«Мы делили апельсин» (фото)

«Мы делили апельсин» (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

В городе грядет очередной масштабный передел. На этот раз перекраивать в мэрии собрались систему городских перевозок: старые маршруты перерисовать, часть вообще отрезать, а ездить по каждому маршруту разрешить только одному предпринимателю, выигравшему конкурс — чтобы точно знать, с кого спрашивать за непорядок на линии. Нынешнюю систему перевозок в мэрии признают устаревшей и с существующими требованиями не справляющейся.

Недовольных действительно хватает. Пассажиры жалуются, что в часы пик им тесно в маршрутках, в отдаленных районах автобуса по полчаса не дождешься, а возвращаться домой после 22:00 приходится пешком. Сами маршрутники считают, что их несправедливо обделили: где это видано, цена проезда — в два раза ниже себестоимости? А бензин, а запчасти? А кушать тоже что-то ведь надо. И Трамвайно-троллейбусное управление недовольно: власти и новые красивые трамваи-троллейбусы запустили, и даже вай-фай в них провели. А упертая публика в большинстве своем все равно ни в какую услугами ТТУ пользоваться не желает: желает ездить в переполненных, но зато быстрых и частых маршрутках. Отчего муниципальный транспорт несет значительные убытки.

Варианты изменений, предложенные мэрией, простых горожан устраивают мало. Перевозчики совсем не в восторге от идеи объединить 16-й и 131-й маршруты, 7-й переименовать в 32-й, а 4-й —в 16-й. Пассажирам такая перспектива заманчивой тоже не кажется. Поначалу горячие споры о том, что делать с городскими маршрутками и чего не делать, вели в Интернете. А сегодня горожане вышли на самый настоящий пикет. С плакатами, с прессой, с лозунгами «за» и требованиями «против». Участников, правда, набралось немного — около полусотни. Стояли у фонтана на Новособорной. Назвать точное число пикетчиков в действительности сложно: многие целенаправленно приходили, чтобы поставить подпись на обращении к мэрии. Кто-то затем оставался — в качестве слушателя или активного участника развившихся в нескольких местах дискуссий, остальные отправлялись по своим делам.

Требования в обращении к мэрии излагались следующие: сохранить сложившиеся маршруты общественного транспорта, объявить мораторий на изменение транспортной схемы города до ввода в эксплуатацию пушкинской развязки, любые мероприятия по изменению транспортной схемы Томска проводить на основании исследований и опросов среди населения, координационный совет учрежденного на пикете общественного движения «Порядок» считать стороной-участницей мероприятий по изменению транспортной схемы. Всего за прошедший день под ним было собрано 124 подписи. В числе участников пикета — «Яблоко», «Справедливая Россия», активные общественники и просто неравнодушные граждане. Были и предприниматели-перевозчики, и рядовые водители. Организатор пикета Светлана Батурина уверена: это только начало. По ее мнению, инициативную группу граждан следует сделать официальной, обращение с собранными подписями — в самое ближайшее время передать в городскую администрацию. Но самое главное — нужно наладить полноценный диалог между всеми, кого затрагивает «передел».

— Смена номеров вызовет путаницу, которая продлится года два, — уверен член регионального совета партии «Яблоко» Вячеслав Филиппов. — Особенно тяжело придется пожилым людям. Самое главное — непонятно, зачем это все, ведь нет никаких внятных обоснований планируемых изменений. Одно из распространенных заблуждений среди горожан — чтобы выправить положение в ТТУ. Но это абсурд. В целом странно: по логике, надо было сначала провести социальные исследования, а потом уже на основании него принимать решение о необходимых изменениях. У нас же все наоборот. Уже готовят документы для проведения конкурса — а общественное мнение им неизвестно. Вернее, известно, но в мэрии его почему-то учитывать не желают».

— Все дело в монополии, — уверен активист Владимир Царев. — Будет у нас в городе десять крупных перевозчиков, соберутся они на комиссии в мэрии и решат сделать проезд по 30 рублей. Обоснования предоставить — не проблема. И кто им запретит? Никто, если альтернативы нет. Значит, кому-то нужно создать такую ситуацию. Монополизация — вот самая главная сейчас опасность для горожан.

Лучше всех с перевозками, по мнению Владимира, справляются как раз небольшие частные предприниматели: «Если его маршрут кормит, он будет следить и за техникой, и за дисциплиной. У таких владельцев есть прямой стимул соблюдать правила».

Эту позицию полностью подтверждает Валерий: на четвертом маршруте у него сейчас работают три автобуса. «У меня строгий контроль — и утром, перед тем, как выпустить автобусы на линию, и на каждой конечной их проверяют. Все водители проходят медика перед сменой. В гараже всегда стоят оборотные агрегаты — для срочной замены, если возникла неполадка». Уходом и ремонтом техники Валерий занимается сам, с помощью приходящего слесаря. Попасть к нему на работу, по словам предпринимателя, довольно сложно — к водителям он предъявляет высокие требования, за нарушение полагается выговор с занесением в трудовую, за повторное — увольнение.

А проблемы у мелкого предпринимателя — такие же, как у всех: в частности, то, что цена проезда давно и прочно держится ниже себестоимости. «Люди уверены, что маршрутники гребут бешеные деньги, «жируют», но это совсем не так, — рассказывает Валерий. — Зимой водители получают около 25 тысяч, летом — в районе15, поскольку студенты разъезжаются, пассажиропоток падает». Из-за заниженной цены услуг многие не могут позволить себе оплачивать работу кондукторов. И рады бы, но тогда до неприличных пределов упадет зарплата самих водителей. Вот и возят периодически «на кассе» кто сына, кто жену, кто племянницу. Повышение цен хотя бы до 18 рублей за поездку — не прихоть, в назревшая необходимость, уверен Валерий. А вообще, чтобы полностью окупалась перевозка пассажиров, стоимость одного билета, по словам предпринимателя, должна равняться стоимости одного литра бензина. Согласятся ли горожане платить за поездку 25 рублей? Спорно. В любом случае, если каждый городской маршрут уйдет «на откуп» одному крупному перевозчику, цены за проезд перестанут быть проблемой Валерия — скорее всего, ему придется искать себе другое занятие.

Но не во всех маршрутках такой порядок, как у нашего собеседника. Можно ли «обуздать» лихачей-водителей, курящих в салоне и газующих с открытой дверью, не прибегая к монополизации маршрутов? Можно, уверена томичка Анастасия. И дело даже не в контроле мэрии, а в активности самих горожан.

— Я сама всегда обращаюсь в соответствующие инстанции, если сталкиваюсь с нарушениями. Нужно знать свои права и уметь их отстаивать, — считает она. — А большинство горожан уверены, что изменить отношение водителей к пассажирам невозможно, и что наказывать их никто не будет. К нам относятся так, как мы сами позволяем к себе относиться: хамят, не соблюдают графики, создают травмоопасные ситуации. Если будем и дальше мириться с этим — никакое реформирование маршрутов не поможет.

Михаил по городу передвигается чаще всего на машине, однако тоже пришел на пикет. Он уверен, что главная задача сейчас — обеспечить нормальное обеспечение транспортом отдаленных и вновь построенных районов.

— Например, пустить еще маршрутку по Клюева — сейчас там ходит 33-й, но через пень-колоду. У меня там живет сестра с маленькими детьми. Каждый раз, когда надо съездить в город — в поликлинику ли, в гости — просит помочь. Мне, конечно, не сложно, ну а что делать тем, у кого нет брата-друга-знакомых с машиной? Исправлять ситуацию надо не за счет переименования существующих маршрутов и не за счет их объединения, а с помощью создания новых. Город растет, а транспортная сеть за ним не успевает.

В целом ситуация складывается довольно неоднозначная, и вариантов развития у нее множество. Пока что в планах создателей инициативной группы — провести большой митинг против повышения цен на проезд и отмены существующих маршрутов. На него предполагается собрать всех: предпринимателей, водителей, жителей отдаленных районов — таких, как Зональный, Светлый, Спичфабрика. Удастся ли пассажирам, перевозчикам и городской администрации договориться, и кому в итоге будет хорошо — увидим.

Смотрите также