23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 7333

Депутаты поставили «диагноз» автопарку ТТУ (фото)

Депутаты поставили «диагноз» автопарку ТТУ (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

Транспортная комиссия городской думы посетила намедни злосчастное автобусное подразделение Трамвайно-троллейбусного управления. Чтобы разобраться на месте: откуда многомиллионные убытки, чем недоволен коллектив, как справляется руководство. А главное — нужен ли вообще городу этот муниципальный автопарк. Может проще «добить, чтоб не мучался»?

...Погода шепчет, солнышко и благодать. Однако безмятежности на лицах нет ни у кого: директор ТТУ Захар Жусенко сосредоточенно отчитывается перед высокими гостями. Депутаты, размашисто вышагивая по территории автопарка, хмурятся: вопросы сыплются один за другим, и ответы, похоже, их не удовлетворяют.

Пока осматривали территорию и боксы, говорили о цифрах. Жусенко сетует: автопарк приносит одни убытки. Цены на бензин и запчасти растут, зарплату работникам платить надо, доходы же слишком малы. 27 миллионов ежегодно приносят перевозки, еще 14,5 — реклама и аренда площадей, а убытков в прошлом году — 44 миллиона.

Какая площадь занята автопарком? Сколько пустует? Сколько сдается в аренду? Какова цена квадратного метра? Что там за магазин построен на муниципальной территории? На все эти вопросы директор отвечает расплывчато. Оперирует в основном процентами и сравнительными частями. Депутаты подсчитывают на калькуляторе: получается примерно 30 рублей за квадратный метр в месяц. «Здесь почти 2,5 гектара. Да вы можете просто сдавать их, как склады, это больше 50 миллионов выйдет. Сдавать теплые площади по 30-40 рублей за «квадрат»? Нонсенс!», — возмущен председатель думского комитета по благоустройству и транспорту Махир Рустамов.

Возможно, директор и не должен разбираться в таких мелочах — все-таки руководящая работа, большое предприятие, большая ответственность. Хотя из уст депутатов все чаще слышно другое слово: «бесхозяйственость».

Зато рядовые сотрудники ТТУ, пришедшие на встречу, точно знают, чего хотят и как этого добиться. Они, в отличие от собственного руководства, — сюрприз!— гораздо лучше знают, как в действительности обстоят дела на предприятии.

А хотят кондукторы и водители самых простых вещей.

Чтобы условия труда стали чуть более человечными. Например, чтобы подавались подольше отопление и горячая вода: не с декабря по март. Замерзшие люди забегают на короткий обед, но согреться не могут, потому что в комнатах холодно. Даже руки после работы вымыть нечем.

Чтобы руководство хотя бы немного обращало на них внимание. Не как на тягловую силу, которая уходит утром «в поле», а вечером приносит выручку. А как на живых людей, которые устают работать по 12 часов на жаре, в духоте, на морозе, в людской давке, который тоже иногда ошибаются, вставая в четыре утра.

— Сколько-сколько вы получили в итоге на руки? — я вижу, как изумленно вытягивается лицо депутата Александра Деева. Кондуктора оштрафовали за «финансовые нарушения» — сняли 100% премии в двух месяцах подряд. «Нарушения» — это недостача 60 рублей. Всего таких эпизодов у «виновницы» насчитали три за два месяца. Оштрафовали «оптом», поскольку предыдущую зарплату на тот момент уже выплатили. В итоге «сколько-сколько», так поразившее Деева, — это 1100 рублей. За месяц работы. На них нужно прожить самой и прокормить детей. Руководство не волнует, как — зато соблюдена буква трудового договора.

Который, по словам трудящихся, многие из них и в глаза не видели — при устройстве на работу подписывали только соглашение. Поэтому, когда замдиректора объясняет депутатам: «Все по правилам, это работа с финансами, сотрудники предупреждены и осознают ответственность, сказано же: «до ста процентов премии», сто и сняли», — все равно остается легкое ощущение абсурда. «Это требования на федеральном уровне. Если не наказывать строго, тут же начнутся нарушения», — подчеркивает замдиректора ТТУ. По комнате тут же проходит волна возмущения: это что, мол, у нас тут одни воры сидят?!

Еще работники хотят… содержать транспорт в порядке. Казалось бы, тут-то какие проблемы? Хотят отвечать каждый за свой автобус, мыть его, приводит в порядок и наводить уют — да за милую душу! Ан нет. Руководство не только отказалось от многолетней системы «двоек»: кондуктор и водитель, которые всегда работают вместе, — но и лишило кондукторов возможности закреплять за собой транспортные единицы. Говорят, скоро и водителей начнут пересаживать каждый раз с автобуса на автобус, повинуясь неведомой логике обезличивания труда. «Автобусу — ему ведь хозяин нужен! И хозяйка!» — кричат из зала.

После очередной жалобы лидер областной федерации профсоюзов Петр Брекотнин не выдерживает:

— У вас же есть профсоюз, — возмущенно прерывает работницу он, — куда он смотрит? Где у вас ответственный? Почему не ведете работу с руководством?

—Так я и есть председатель профкома, — разводит руками женщина. — Мы ни дозвониться до начальства не можем, ни на встречу дозваться.

Парадокс. Площади — огромные. Но занятые где под автостоянку, где под посторонние конторы. Востребованность услуг — есть. В частности, муниципальный транспорт — единственный в городе, перевозящий льготников. Их, по словам руководства ТТУ, около 20 % от всего пассажиропотока. Желание коллектива работать — работать, подчеркну, зарабатывать деньги ежедневным трудом, — есть. Но зарплата, отношение руководства, условия работы больше похожи на телешоу «Как выжить в условиях ТТУ». В зданиях полное ощущение застарелого «совка». По дороге на встречу гости проходили мимо туалета. Я туда заходить побоялась. А Владимир Резников — нет. И потом возмущенно отчитывал и начальство, и сотрудников: как можно было запустить помещения до такой степени? Марат Шарипов смущенно объяснял: «Работы ведутся, ремонт планируется...», — но как-то неуверенно.

Ситуация в итоге складывается аховая. Возникают два традиционных, оскомину набивших вопроса: «кто допустил» и «как теперь быть».

Вариант оставить автопарк в составе ТТУ депутаты отмели сразу: будут «тянуть вниз» друг друга. Кроме того — финансовая непрозрачность и сложность общего управления. Правильно заметил Адександр Деев: не надо было связывать одной упряжкой «коня и трепетную лань».

Мысль отказаться от муниципальных автобусов совсем всерьез тоже не обсуждалась. Действительно, куда в этом случае девать льготников? Что делать с загородными маршрутами? И, само собой, лишняя сотня рабочих мест в городе из воздуха не возьмется.

В целом же выводы у депутатов неутешительные: имущество используется неэффективно, маршрутная схема проработана плохо, коллективный договор пора пересмотреть. Хозяйского отношения к предприятию в целом нет. «А вам, — обратился Александр Деев к замдиректора, который настаивал на высоких штрафах, — я бы рекомендовал работать в другом месте. Например, в карательной системе».

По тарифам и маршрутам сейчас ведется общегородская работа, вопросы повышения платы за проезд и переработки пути следования будут обсуждаться в ходе нее. А судьбу автопарка депутаты намерены решать на следующем заседании комиссии. Работа у них такая — быть неравнодушными. Не всем руководителям дано, что поделать.

Смотрите также