Не проехать, а... пройти
Любите ли вы пешие прогулки так, как их любит томич Валерий Кузнецов? Именно ему пришла в голову идея превратить хотя бы одну улицу Томска в пешеходный «рай», свободный от автомобилей, по примеру европейских городов. В идеале пешеходная улица должна пройти через исторический центр города, чтобы во время прогулки люди могли совместить приятное с полезным: и косточки размять, и полюбоваться достопримечательностями областного центра.
Сам Валерий, в прошлом заядлый велосипедист и один из создателей сайта velo.tomsk.ru, в последние годы стал реже выходить на улицы со своим двухколесным другом. Говорит, ездить на нем по Томску стало опасно — велодорожек нет, автомобилей с каждым годом все больше, как и сообщений о сбитых велосипедистах. Поневоле приходится перемещаться по городу на своих двоих или общественном транспорте — машины у Валерия нет, и покупать ее он не планирует. А все из вредности — автомобильной, конечно.
— Я люблю ходить пешком, особенно по историческому центру, которым по праву может гордиться каждый томич. Но любоваться ими хочется в комфортных условиях, без проносящихся с шумом и выхлопами в метре от тебя машин. В Европе этот вопрос давно решен: там исторические центры отданы пешеходам, а единственный транспорт, который ходит по таким улицам, — трамваи. Вот и подумалось, что такую же идею можно реализовать и в Томске. Тем более что есть где развернуться, — рассказывает Валерий.
Обсуждение этой идеи уже вовсю идет в одной из социальных сетей. Там представлен и идеальный маршрут, по которому в мечтах Валерий Кузнецов проложил народную тропу без всяких автомобилей: Лагерный сад — улица Советская — переулок Пионерский — улица Бакунина — улица Пушкина — Белое озеро. Хотя томич прекрасно понимает, что автолюбители не дадут так просто их закрыть. Поэтому реализовать свою задумку он предлагает на самом компромиссном участке — Советской.
Подобная концепция развития городского центра, когда в него встраиваются пешеходные «оазисы», повсеместно реализована в европейских городах, говорит Валерий Кузнецов. От старушки-Европы немного отстали Соединенные Штаты, но сегодня американцы наверстывают упущенное, уступая часть улиц пешеходам и велосипедистам, оставляя там лишь легкий рельсовый транспорт.
— Есть такая статистика — какой процент городских площадей занимают дороги. В Москве, к примеру, это всего 9%. В азиатских городах, где транспортная ситуация считается критической, это 12-13%. В Лос-Анджелесе — более 30%. При этом в 90-е годы здесь были самые длинные пробки в Америке. Выходит, что даже там, где созданы все условия для автомобилистов, ситуация не улучшается. Иностранцы это поняли и нашли выход — улицы с преимущественно пешеходным движением. Конечно, вводится оно главным образом в исторических центрах. Как показывает зарубежный опыт, в результате транспортная ситуация заметно улучшается. Ведь со временем люди все реже пользуются автомобилями для передвижений по городу, отдавая предпочтение трамваям или пешим прогулкам. Хочется, чтобы и в Томске было так же.
По крайней мере, в городе есть все условия для реализации подобной задумки, уверен Валерий. Исторический центр Томска по своему устройству очень похож на средневековый европейский город, говорит он. Узкие улицы, сложная трассировка, нет четкой «красной линии», дома стоят друг от друга на разном расстоянии — здесь по определению невозможно реализовать автомобильный «рай». «Зато у нас гораздо большей возможностей по сравнению с теми же Красноярском или Новосибирском для создания пешеходного «оазиса». «Мы еще не натворили бед как в других городах: не вырубили все деревья, не уничтожили архитектурное наследие, не оставили пешеходам по 40 сантиметров тротуара», — перечисляет свои аргументы томич.
Реализацией проекта можно убить нескольких зайцев сразу, убежден автор идеи. Дать горожанам и туристам возможность безбоязненно гулять по красивым местам города, облагородить внешний вид улиц и создать новые точки комфортного отдыха для жителей. Именно так происходит в Европе. У нас же тема благоустройства решается стихийно: кто-то подмел, кто-то сделал газон, кто-то поставил урну, но в целом это мало влияет на ситуацию, сетует Валерий Кузнецов. Потому, говорит он, сегодня мало кто гуляет по Советской — людям там некомфортно.
Если же из улицы сделать пешеходный центр, то она преобразится целиком, убежден Валерий. Благо, создание пешеходной улицы не требует одномоментных многомиллионных вливаний, подчеркивает он. Все, что нужно, — отремонтировать тротуары, поставить урны и скамейки, провести освещение, поставить указатели на русском и английском языках о нахождении поблизости других городских достопримечательностей. Если привлечь бизнес, то в пешеходном «оазисе» появятся уличные кафе. А со временем у Советской есть шанс превратиться в тот самый «Томский Арбат», которым грезили власти, оптимистично настроен Валерий.
Так или иначе, предложение отдать пуская и не всю улицу, а лишь ее историческую часть пешеходам, многие встретили весьма скептично. Судя по дискуссионным баталиям, развернувшимся в Интернете, автомобилистам эта идея не пришлась по душе. Валерий этого и не отрицает, однако у него припасены свои аргументы.
— Понятно, что полностью запретить движение автомобилей по Советской нереально, ведь она пересекает много других улиц, по которым ходит транспорт. Места таких пересечений, на мой взгляд, нужно оформить как большой пешеходный переход, регулируемый светофором. Кроме того, там есть дворы, из которых жители выезжают на автомобилях. Плюс на Советской работают коммерческие предприятия, которым надо что-то подвозить-увозить. Для транспорта, сворачивающего с таких улиц на пешеходную, необходимо установить знаки об ограничении скорости движения до пяти километров в час, о запрете обгона. В идеале улица делается непроходимой насквозь. К примеру, автомобиль сможет заехать на Советскую с Фрунзе или Герцена, а вот проехать насквозь до следующего перекрестка — нет.
В любом случае, повторяет Валерий, предложенный им проект не является завершенным. Работа только начинается. Сейчас он ищет волонтеров из числа художников, которые смогут набросать эскизы пешеходного «рая» для томичей, а также всех, кто может хоть как-то помочь с реализацией задуманного.
— Кстати, в нашей группе во «Вконтакте» меня часто спрашивают: хоть кто-то из ваших знакомых говорил о том, что хочет улицу только для пешеходов? Если честно, нет. Но знаете, пока Стив Джобс не сделал айфон, люди ходили с обычными телефонами и их все устраивало. Но как только на рынке появился этот гаджет, все немедленно стали в нем нуждаться. Так и с пешеходным центром. Я уверен: когда в Томске появится такая улица, люди тут же к ней потянутся. В том числе автомобилисты, которые наконец променяют свои машины на прогулки пешком.