Доголодался...
Накануне история с голодовкой за увольнение вышла на новый виток. Депутаты городской думы собрались, чтобы выслушать мнения конфликтующих сторон: директора детской музыкальной школы № 4 Виталия Попова и начальника городского управления культуры Лидии Левицкой. Выслушать, обдумать, задать вопросы, ознакомиться с документами и принять какие-то меры. Поскольку случай, как отметил Александр Деев, для Томска экстраординарный.
Поскольку число собравшихся было крайне мало (народных избранников в зале присутствовало едва ли десять человек), решено было присвоить встрече статус собрания депутатов. Новостей по итогам, как водится, две: хорошая и плохая. Хорошая: голодовку директор ДМШ № 4 прекращает, правда, на определенных условиях. Плохая: не все так однозначно во взаимных претензиях Попова и Левицкой.
Первым слово дали директору музыкальной школы, который, к слову сказать, голодал уже девятый день. Виталий Попов, не мудрствуя лукаво, за основу выступления взял письмо Лидии Левицкой с претензиями относительно своей работы. Логично: предъявили человеку обвинения — дайте возможность ответить. По каждому пункту нашлось свое объяснение.
Неоднократное нецелевое использование финансовых средств. Как пояснил Попов, подобный факт был установлен лишь единожды, в случае с поездкой ансамбля школы на фестиваль в Испанию. И то, по мнению директора, вопрос о том, было ли это использование нецелевым, еще открыт.
Неэффективное распределение стимулирующих выплат и неоправданно завышенные премии родственникам. В бюджете школы, по словам Виталия Попова, нет строки «стимулирующие выплаты». Распределение денег происходит из сэкономленного фонда оплаты труда. На вопрос, почему самые большие премии всегда получала его жена, Ирина Попова, — 6 900 рублей против 1500 для остальных работников, 2 100 против 450 — директор пояснил, что она является руководителем образцового детского коллектива, успешно выступающего на различных мероприятиях и конкурсах. Так что размер премии лишь отражает заслуги преподавателя в сравнении с заслугами остальных педагогов.
Нецелевое использование служебного автомобиля, нарушение порядка ведения кассовой деятельности, неэкономия бюджетных средств, содержание ставок сторожа и вахтера вместо перевода школы на обслуживание ЧОПом — вот примерный список обвинений, по которым также отчитался директор музыкальной школы № 4. На автомобиле, по его словам, перевозился инвентарь и инструменты. Сторож и вахтер обходятся школе дешевле, чем установка сигнализации и оплата услуг профессионального охранника. Все разумно, логично, законно.
Завершая выступление, Попов еще раз подчеркнул, что все эти нарушения, даже если бы и имели место быть, не являются достаточным основанием, чтобы уволить человека, который верой и правдой работает в школе с 1990 года. По его мнению, мотивы такого поступка гораздо проще: личная неприязнь и желание освободить место для «своего человечка».
Лидия Левицкая повторно перечислять частные претензии к директору не стала. По ее словам, главной причиной решения управления культуры расторгнуть договор с Поповым стало его неэффективное руководство школой.
— Директор должен способствовать развитию учреждения, — отметила она. — В этом районе музыкальная школа должна превратиться в детскую школу искусств. Это перспектива развития. Можно было договориться о партнерстве с другими детскими учреждениями, можно было развивать хореографию и изобразительное искусство. Нужны были подготовительные группы эстетического развития — ведь они есть даже в тех школах, где площадь меньше. У музыкальной школы № 4 нет своего собственного сайта, устаревшее оборудование — а ведь это тоже управленческие решения.
Все это, по мнению Лидии Левицкой, явно указывает на нежелание руководства школы принимать участие в общей стратегии развития городской культуры. «Мы сядем в уголке, покроемся паутиной — нам тут хорошо, и вы нас не трогайте», — прокомментировала она позицию руководства школы позднее.
Также, перечисляя свои пожелания к новому руководителю школы, Левицкая отметила необходимость прозрачной системы распределения премий, отсутствие конфликта родственных и профессиональных интересов, упор не на развлекательные, а профессиональные конкурсы. По словам руководителя управления, вопрос о новом директоре школы уже решен. Кандидатура выбрана, назначение состоится на следующей неделе.
По итогам обсуждения депутатами были приняты два важных решения. Первое — обратиться к председателю счетной палаты с просьбой провести внеочередную проверку в музыкальной школе № 4. И уже потом, с имеющимися данными, делать дальнейшие выводы. Второе — подписать обращение к мэру с просьбой назначить на время проведения проверки Виталия Попова и. о. директора школы. «Чтобы человек мог внятно и весомо вести диалог», — отметил Александр Деев.
Кроме того, депутаты обратились к самому Попову с настоятельной просьбой немедленно прекратить голодовку. Действительно: внимание общественности привлечено, работа в думе началась. Можно и отказаться от крайних мер.
— С удовольствием, — ответил директор. — Однако вы со мной в диалог вступили, а от представителей мэрии до сих пор ни слуху, ни духу. Вот как только получу от них письмо, считайте, что в тот же момент голодовка окончена.
В вечернем телефонном разговоре Виталий Попов сообщил, что письмо из мэрии после собрания действительно получил, и формально голодовка может считаться оконченной. Завтра утром к нему должен прийти врач, который проверит состояние «пациента» и даст рекомендации по выходу из голодания без ущерба для организма.
Правда, отметил Попов, в долгожданном письме за подписью одного из заместителей мэра не содержится, по сути, ничего нового. Чуть более подробно поясняются мотивы увольнения без объяснения причин: уволен 4 июня по статье такой-то. Соответствующее право за начальником управления закреплено указом мэра от 2006 года таким-то. «Кроме того, сообщаем, что у руководителя было право уволить вас, Виталий Владимирович, с указанием виновных действий, которые также были обнаружены: нецелевое расходовании средств, понуждение педагогов к увольнению, неподобающее поведение. Однако было принято решение: с целью предоставления вам, Виталий Владимирович, положенной компенсации и установленных законом гарантий, виновные действия не афишировать, ограничившись пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ». Как справедливо заметили накануне некоторые депутаты, в последнее время эта схема увольнения приобретает в Томске все большую популярность.
Попов с такой расстановкой приоритетов категорически не согласен: «Я этих денег не просил, да и для моего руководства прикрываться таким «облагодетельствованием» не вполне честно». Грядущей проверке он только рад: серьезных нарушений, по его словам, счетной палате обнаружить не удастся, поскольку их просто нет. А если подтвердится что-то из перечисленного Лидией Левицкой, этому Попов тоже обрадуется. Ведь тогда, имея, наконец, на руках конкретные причины увольнения, можно будет оспорить решение управления культуры в суде.
Со стратегией развития, по словам Виталия Попова, тоже не все так просто. И дело даже не в том, что согласован официальный проект был лишь месяц назад, а претензии по его невыполнению уже предъявлены. О желании управления культуры создать в городе универсальную школу искусств известно было давно.
— Согласование этой стратегии ни с кем из нас не проводилось. Конкретных предложений по реализации тоже не было. Просто переложили на директоров всю ответственность. Наша школа первая появилась на Каштаке, это малоосвоенный спальный район, и для меня всегда приоритетным было обучение здешних ребятишек. Надо школу искусств? Хорошо, дайте мне точку опоры, как Архимеду, и я с радостью эту школу создам. Только ведь не дают. Ни средств, ни помещений. Говорят: ищите в соседних учреждениях. А кто же свои площади отдаст? Я сам обошел все окрестные школы. Пытались решить этот вопрос с Шутеевым, с Ильиных — безрезультатно. Не могу же сделать так: музыкальное отделение разместить в нашей школе, хореографическое — в соседней общеобразовательной, художественное открыть где-нибудь в Кировском районе. Это абсурд! А от управления единственный ответ: «Вы директор, это ваши проблемы, решайте их сами». Вот и получается, что управление должно отрасли помогать, а у нас только понукают и приказывают, — говорит Попов.
Сдаваться опальный директор не намерен. «Буду бороться до тех пор, пока дума со мной. Без их поддержки у меня, конечно, ничего не получится».