Вопрос ученому: почему Транссиб обошел Томск?
История о том, как Томск «обошли» при строительстве Транссибирской магистрали, известна почти каждому горожанину. И всплывает всегда, когда речь идет о развитии города. «Правда ли, что Транссиб через Томск не стали строить потому, что томские купцы, имеющие ямской бизнес, давали взятки? И вообще, интересно, почему Транссиб в итоге не прошел через Томск?», — спрашивает нас Елена. Ее вопрос мы адресовали соответствующему специалисту. Напоминаем, если вам есть, что спросить у ученых, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.
Сергей Фоминых, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории исторического факультета ТГУ:
— Предположение о взятке — это неправда. Томские купцы зарабатывали ямским извозом — доставляли груз по тракту, который до Томска шел под названием Московский, а из Томска выходил как Иркутский тракт. За счет перевозки грузов от Томска в сторону Иркутска купцы и содержали свое огромное количество лошадей — около пяти тысяч. Но Транссибирская железнодорожная магистраль все равно была бы построена. Так что даже если бы томские купцы дали взятку — свой источник дохода бы они все равно в конце концов потеряли. Это первое. А второе — инженеры, которые занимались изысканиями трассы, просто выбрали самый кратчайший путь. Построй они участок через Томск, это бы удлинило саму дорогу где-то на 150-200 километров. К тому же приоритетом было соединение с Дальним Востоком, а не строительство дороги между существовавшими тогда городами Сибири.
Надо сказать, что и местность у нас хуже — здесь потребовалось бы строить больше водных переходов и т.д. Так что тут все честно. К тому же изысканиями занимался русский писатель Николай Гарин-Михайловский, которого нельзя заподозрить в получении взятки — он был очень порядочным человеком. И просто выбрал тот проект, который был более выгодным для казны —нужно было удешевить строительство этой железной дороги.
Существует и такая версия: томские купцы отказались давать взятку инженерам. Но историки считают, что если бы кто-то из инженеров требовал взятку, то это непременно отразилось бы в томской прессе, на которую купцы имели большое влияние. Однако сообщений о взятках в газетах не появлялось.
Конечно, то, что Транссиб обошел нас, обидно для Томска. Об этом сожалел и Петр Аркадьевич Столыпин. Позднее он признал, что при строительстве Транссибирской магистрали была допущена большая ошибка, из-за чего главный путь прошел мимо нашего города. Исправить эту ошибку, по его мнению, не представлялось возможным, но он убедился в необходимости постройки уральской семипалатинской железной дороги, с продолжением ее через Барнаул до сибирской магистрали. Где она должна примкнуть к сибирской магистрали, Столыпин ясно себе не представлял, полагая, что правильнее было бы это примыкание сделать по возможности «более восточным», то есть значительно восточнее станции Болотной. Кстати, было предложение «дотянуть» до Томска железнодорожный путь с Алтая, но не «дотянули». Еще одним вариантом была постройка железной дороги через Томск на Мариинск, но он тоже из-за отсутствия средств не прошел. Не везет нам, в общем, на железные дороги.
Так что история про взятки — это миф. В Томске вообще много таких легенд. Например, есть такой миф, что Дмитрий Менделеев приезжал в Томск на открытие технологического института. Хотя Менделеев в нашем городе никогда не был, и откуда это пошло — неизвестно, реальных оснований под собой эта история не имеет.