19 мая, понедельник
+12°$ 80,77
Прочтений: 2770

Такой близкий космос... (фото)

Такой близкий космос... (фото)
Фото: severnash.ru, из личного архива Тараса Сержантова

В детстве у меня была книжка Алексея Леонова «Выхожу в космос». Первый в мире человек, который оказался в открытом космическом пространстве, писал не только о себе, но и о людях, которые конструируют космические корабли, спутники… Я читала и жутко завидовала. Леонову, конечно, в первую очередь. Но и главный конструктор Сергей Королев казался просто богом. А теперь вот завидую уже своим современникам, которым посчастливилось работать в космической отрасли. Есть среди них и томичи.

Сейчас Королев — это не только фамилия известнейшего ученого, но и — хоть и неофициально — космическая столица России. Два года назад она стала достаточно тесно связана с Томском. У них — центр компании «Газпром космические системы», у нас — ТГУ.

Внесу ясность: «Газпром космические системы» — это дочерняя организация «Газпрома». Ее предназначение — в развитии систем спутниковой связи. Компания давно использует их в своей деятельности и, в конце концов, решила сама заняться разработкой искусственных спутников. А раз так — возникла необходимость в специалистах, которые могут проектировать такие системы. Так по инициативе компании в 2010 году на базе физико-технического ТГУ появилась новая кафедра — «Промышленные космические системы».

— Они решили обратиться именно в наш вуз, потому что у них здесь уже были деловые связи, — поясняет декан ФТФ ТГУ Эрнст Шрагер. — В итоге кафедра была создана именно на нашем факультете: техническая физика предполагает широкий спектр профилей подготовки. Хотя в принципе, новая магистерская программа опирается на весь потенциал университета в целом и даже может называться межвузовской. Лекции у нас читают ученые и преподаватели и радио-физического факультета, и факультета прикладной математики, и факультета информатики ТГУ, и из ТУСУРа…

— Моя профессия дает возможность совместить две, казалось бы, разные вещи. С одной стороны — применение высоких технологий, с другой — эти навыки реализуются в таком романтичном направлении, как космос, — начал свой рассказ один из магистрантов Тарас Сержантов. Разговор шел по телефону: Тарас сейчас в Королеве, и позвонила я ему аккурат накануне знаменательного дня — защиты диссертации.

В своей семье Тарас — первый «космонавт». Параллельно с учебой на ФТФ он планировал получать второе высшее образование по какой-нибудь другой специальности. Но, увидев объявления о наборе на кафедру «Промышленные космические системы», решил: лучше не разбрасываться силами.

Тогда, в 2010-м, конкурс среди претендентов в «космическую» магистратуру составлял три человека на место. Проводили собеседование представители «Газпром космические системы».

— Все волновались, но оказалось, что каких-то супер-вопросов не задается, — вспоминает Тарас Сержантов.

В начале курса будущие магистранты съездили на неделю в Королев — познакомиться с потенциальными работодателями. Там получили задания на рефераты и курсовые работы. Сессии — зимняя и летняя — тоже проходили в Королеве. Да, собственно, и в течение всего первого курса студенты кафедры регулярно общались с преподавателями из этого города. В процессе видео-лекций в режиме онлайн они рассказывали не о теории, а о том, как применяют ее на практике. Таким образом, бакалавры, пришедшие в магистратуру из разных областей, учились говорить со специалистами «ГКС» на одном языке.

— Считаю, это прошло успешно. Во всяком случае, когда мы приехали в Королев, чтобы провести здесь второй год обучения, многие вещи уже были понятны. Что-то, конечно, не сразу стало ясным, но в целом мы не чувствовали себя слепыми котятами, — подчеркивает Тарас.

Надо сказать, в Королеве магистранты — практически полноценные сотрудники компании «Газпром космические системы». Пять дней в неделю они вносят свой вклад в развитие проектов, над которыми работает вся компания в целом.

— Мое мнение таково: несмотря на то, что Россия обладает огромным потенциалом и наследием от Советского Союза, сейчас она находится в достаточно сложной ситуации. Это объясняется тем, что в 90-е годы космонавтика в нашей стране зависела исключительно от бюджетного финансирования, а государство уделяло мало внимания этой отрасли. Это привело к тому, что в 90-х возник дефицит квалифицированных кадров, который сказывается до сих пор. Но сегодня ситуация поменялась. В России и в мире космос стал объектом внимания со стороны частных компаний, среди таких компаний и «Газпром космические системы». Разумеется, когда в деле участвуют инвестиции частного бизнеса, проекты строятся таким образом, чтобы обеспечивать прибыльность, а для этого необходимо соответствовать уровню зарубежных конкурентов.

— Наши ребята вполне способны изменить ситуацию к лучшему, — уверенно заявляет Эрнст Шрагер. — Тем более, что на второй набор в магистратуру пошло уже почти вдвое больше желающих: конкурс тогда возрос уже до пяти человек на место. А сейчас мы объявляем следующий набор. Базовая подготовка такова: нужно иметь диплом бакалавра по физмат- и техническим направлениям и желание. Ну, конечно, оценки должны быть высокими — четверки, хотя бы. А на собеседовании главное — показать высокий интеллектуальный уровень. Потому что может прийти круглый отличник, а рядом с ним будет «четверочник». Но в процессе беседы он покажет, что лучше ориентируется в различной тематике. Ведь оценки всегда очень относительны. Кто-то любит учиться «от сих до сих», а кто-то — «пошире». Так вот в компании «Газпром космические системы» нужны как раз те, кто «пошире». Они ищут людей с широким кругозором — тех, кто может легко переориентироваться на другие направления.

Кстати, каждый год магистерская программа модернизируется, так как «Газпром космические системы» готовят именно таких сотрудников, которые нужны на сегодняшний день. Сначала набирали тех, кто специализируется в проектировании, второй набор сконцентрировался на радиоэлектронике и цифровой технике.

Единственное, что смутило меня во всей истории — фраза «обучение оплачивается», прозвучавшая из уст декана. «Сколько же оно стоит для магистрантов?», — поинтересовалась я.

— Да что вы, платит-то как раз «Газпром»! — пояснил Эрнст Шрагер. — И за работу преподавателей, и за канал связи для телепортов Королев — Томск, и за проезд будущих магистрантов к месту производственной практики и обратно, и стипендию в пять тысяч рублей ежемесячно каждому перечисляют, и квартиры им в Королеве снимают, и зарплату выплачивают в течение всего года практики. Они же для себя специалистов готовят. Конечно, при этом в договоре указано: потом магистрант должен три года отработать в компании «Газпром космические системы». А не захочет — пожалуйста, верните деньги. Но, думаю, таких случаев не будет. Люди же целенаправленно идут учиться по этой магистерской программе — с расчетом на то, что устроятся именно в «ГКС».

Сейчас кафедра «Промышленные космические системы» объявляет третий набор. Желающие принять участие в собеседовании могут отправлять свои заявки по электронной почте на адрес sher@mail.tsu.ru. Телефон для связи 8-903-914-44-63.

На правах рекламы

На правах рекламы

Смотрите также