23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 2683

Отдых со смыслом

Отдых со смыслом
Фото: www.inmoment.ru

Скоро лето, а значит, наша сибирская природа снова распахивает свои объятья для горожан. Хочешь — на рыбалку поезжай, хочешь — в поход иди, хочешь — на даче воплощай в жизнь заветы Мичурина да балуйся сочным шашлычком. Но не у всех лето ассоциируется исключительно с отдыхом. Для многих жаркое солнце, зеленая листва и легкие наряды — верный знак, что можно… снова вернуться к любимой работе.

Вот, например, Боренька. Среди друзей и однокурсников всегда считался мечтателем и балбесом, летние каникулы проводил на диване, обложившись книжками, или на улице с шумной компанией таких же «приключенцев». Как-то раз Бориса попросили заменить знакомого вожатого в летнем лагере. На одну только смену, пока «оригинал» залечивает в больнице сломанную ногу. Всего-то делов: прослушать обучающий курс, а потом три недели следить, чтобы подшефные дети не скисли от скуки. Еще и денег дать обещали. Борис вздохнул, согласился… И теперь каждое лето пашет «от звонка до звонка» все три смены. Ведь оказалось, дети — это ужас что такое. Это сущий кошмар и кара небесная. И прожить без них девять зимних месяцев чрезвычайно сложно.

Или, скажем, Алеша. Уличных музыкантов в городе с первым теплом можно увидеть на каждом углу. Услаждают слух горожан «стритующие» всевозможных мастей. Молодая томская группа облюбовала набережную и обыгрывает перед большим концертом новую программу. Для Алексея ни многолюдье публики, ни сложный репертуар не в новинку — на сцене Новосибирского музыкального театра оперному тенору и не такие задачки задают. Летом, конечно, у артистов обычно отпуск. Но случается ведь всякое. Вот, например, друзья собрались жениться. До свадьбы две недели, денег на подарок, мягко говоря, нет. Берем гитару, становимся в людное место… Нет, ариями из опер и русскими романсами Алеша ни в чем не повинную публику не мучает. Поет популярные и всеми любимые песни. А людям нравится, чехол от гитары понемногу заполняется — и вот спустя некоторое количество «концертов» можно идти на свадьбу. Или поздравлять маму с юбилеем. Или съездить к любимой девушке в другой город. А там снова осень, театр, сцена, спектакли по билетам…

Александр из возможных вариантов летней работы выбрал самый необычный и сложный. Теперь на вопросы друзей «Где ты так загорел?» он может смело отвечать, поигрывая мышцами: «Центровал бакены, крутил штурвал, ставил створы. Завидуйте, салаги!».

Надо сказать, что на флоте наш герой оказался случайно. До этого жил вполне себе обычным горожанином: работал в офисе, был помощником депутата, потом — председателем местного отделения партии.

— Осенью 2010 года, когда закончилась предвыборная кампания в городской думе, вдруг оказалось, что у меня есть масса свободного времени, а стабильной работы временно нет, — рассказывает Александр. — Надо было чем-то заняться, и я решил, что самое время… получить документы на управление маломерными судами. Дед оставил мне в наследство катер — большой, с настоящей печкой, с каютой. Получалось, что судно стоит, а прав на вождение у меня нет — ни на рыбалку съездить, ни на охоту.

Саша начал выяснять, кто в Томске занимается таким обучением. Оказалось — объединенная техническая школа на Бердской. Там можно было выучиться на рулевого и моториста, а потом, пройдя собеседование в ГИМС, получить документы на управление катером.

— Мы изучали правила плавания, пожарной безопасности, наставления по борьбе за живучесть судна, устав службы на судах, кодекс внутреннего транспорта, — перечисляет Александр. — Учеба длилась 3,5 месяца, стоило это около шести тысяч рублей. На выходе получаешь официальное удостоверение. Я учился просто так, от нечего делать — работать по специальности не собирался.

Группа собралась смешанная — двое, в том числе Саша, получали специальность рулевого-моториста, остальные — второго помощника капитана. При этом за плечами у всех студентов уже был солидный опыт навигации. Пообщавшись с группой, с преподавателями, послушав рассказы о водной романтике, байки и истории, Александр задумался... и пошел оформлять документы для получения сертификата об обучении.

Пока все оформлялись, Саша уже подыскивал работу на реке. Вариантов вырисовывалось два. Первый — работать рядом с домом по сменному графику, например, 3/3 или 5/5, и получать 8-10 тысяч рублей в месяц. Второй — уйти куда-то надолго и получать около 20-ти.

— Я выбрал первый вариант — чтобы чаще бывать дома, видеть семью и друзей, успевать заниматься другими делами в городе. Опять же, если нужно, то можно быстро вернуться. И в итоге не прогадал — со всеми надбавками и премиями выходило 17-20 тысяч рублей каждый месяц. Мотористов сейчас на судах практически нет, кроме того штат везде стараются уменьшить. Нас на смену выходило трое, все с совмещением: капитан — он же механик, рулевой — он же моторист, матрос — он же одновременно путевой рабочий, это тот, кто устанавливает буи, створы и прочее. А мне еще платили надбавку 30% за работу кока, — раскладывает финансовый аспект Александр.

Как оказалось, готовить на корабле — одно удовольствие. Кроме того, когда готовишь сам, всегда точно знаешь, что за еда на столе. «Вот духовки только нет — можно было бы готовить и пиццу, и лазанью, и прочие вкусности», — жалеет Саша.

Деньги на «колпит» — коллективное питание — на корабле выдавали неплохие. За один пятидневный рейс на троих уходила тысяча рублей — это при том, что крупы, макароны, консервы, растительное масло на корабле были изначально. Закупались только фрукты, сладости, мясо, скоропорт.

— Мы ходили на судне, которое занимается расстановкой навигационных знаков. Своеобразное речное «ГИБДД», — смеется Александр. — Двигали их, выверяли глубину, ставили створы, обозначали мели. Томь сейчас мелеет, перекаты становятся больше, поэтому глубину надо было измерять особенно точно. Прошлый год вообще получился аномальный — такой глубины на Томи не видели 22 года, а до абсолютного рекорда низкой воды не хватило всего шести сантиметров. Капитан наш даже сказал: «Эта навигация двадцати предыдущих стоила». В реке для нормального судоходства должно стабильно держаться три метра. Мы, бывало, и 2,4 метра давали и меньше, потому что воды просто не было. Диспетчеры ругаются: «Что ж вы с нами делаете, 2 метра 40 сантиметров!». А что я делаю? Как эхолот сказал, так и передаю.

Из-за этого, пояснил наш «моряк», облегченными в прошлом году ходили баржи — трехтысячные загружали на 2 400 тонн, иногда и еще меньше. А главный томский монстр-толкач ОТ-2405 из-за низкой воды имел реальный шанс остаться зимовать в Колпашево, потому что не смог бы преодолеть высокие речные перекаты.

От работы на реке у Александра остались самые яркие впечатления. Еще бы, ведь и природа, и работа, и даже бытовые заботы на реке совсем другие. Чтобы со временем не растерять воспоминания, Саша вел короткие «судовые записки»:

«27 апреля. С утра была встреча с капитаном по поводу работы, вечером политсовет в партии. Вот такая вот я загадочная и разносторонняя личность».

«9 мая. Только что стоял, а точнее, сидел за штурвалом — и вдруг поймал себя на мысли, что ничем не отличаюсь от «офисного планктона»! Левая рука на штурвале, правая подпирает подбородок, колени на уровне груди. И такой же скучающий взгляд, как при просмотре демотиваторов... Разве что две «Зари» по встречному курсу чуток растормошили, разошлись с ними левыми бортами».

«22 мая. Ставили створы на перекате. Натуральная Амазония, непроходимый бурелом! Пропиливали и расчищали просеку. Пришлось завалить даже огромный тополь, почти метр в диаметре основания: он «закусывал» цепь пилы и никак не хотел падать. Ветра тоже нет. Кое-как повалили! Вкопали одну створу, притащили еще одну. И тут — шторм с ливнем, ураганный ветер! Еле-еле поставили столб, у меня вся голова в песке — подпирал столб и поднимал позвоночником. Притащили лебедку, подняли на него щит. Ветер вертит щит как фанерку. Серега надел «кошки» и полез наверх. Дождь льет, комары наседают, ветер столб мотает... Даже завидую ему — такое приключение!».

«15 июня. Вот стоишь, бывало, на рубке, любуешься закатом, ловишь грудью встречные порывы ветра и попросту ловишь кайф, а из головы никак не лезет песня из «Титаника» — «Every night in my dreams…» — и портит всю идиллию!».

«10 сентября. Подобно лепесткам сакуры на склонах Фудзи, рассыпана листва по палубе. Но метко разит ее самурайская швабра! Корабельная приборка».

И работы, и трудностей на реке хватало. И скука иногда подбиралась вдали от города, от друзей. И конфликты с начальством, Саша не отрицает, случались. Но все-таки было в этом приключении длиной в лето неповторимое очарование и бесценный опыт: «Штиль и темень. В рубке только свет приборов, запах кофе и музыка по радио. По левому борту восходит Юпитер, а над головой небо прозрачное настолько, что видно даже Млечный путь. Зачем мне флот? Вы шутите что ли?..»

Смотрите также