24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 6657

Куда едем?

Куда едем?
Фото: vtomske.ru

За последние три года томичей неоднократно пугали слухами о том, что цена проезда в маршрутках вырастет. Но всякий раз мэрия отказывалась от этой меры под предлогом некорректных расчетов, предоставляемых перевозчиками. К тому же, маршрутникам тут же припоминали, что в 2009 году, когда тариф вырос с 9 до 12 рублей, они обещали повысить качество услуг, чего не произошло, судя по количеству жалоб от горожан. Теперь же перевозчики решили пойти дальше и написали письмо уже не в мэрию или «Единую Россию», а самому губернатору, видимо, полагая, что Сергей Жвачкин посмотрит на проблему свежим взглядом и заставит город пойти на уступки. Но тот лишь перенаправил запрос в муниципалитет, где обещали разобраться. Между тем сами перевозчики заявляют: дальше так работать они не могут.

Один из подписавшихся под обращением — заместитель бригадира маршрута № 4 Юрий Мымрин —приводит в пример соседние города. По сравнению с ними, говорит он, у Томска самые низкие цены на проезд в маршрутном транспорте. При этом власти города и раньше соглашались, что нынешняя цена уже не соответствует реалиям жизни, но всякий раз на носу были очередные выборы, а перед ними будоражить население ростом тарифов никто не собирался. Хотя чиновники на встречах с маршрутниками заявляли, что пересматривать тариф будут ежегодно.

— Прежде чем повысить цену в 2009 году, мы провели свой аудит, а дума — свой, и в итоге пришли к общему знаменателю в 12 рублей. С тех пор жизнь изменилась, все стало дороже: и запчасти, и бензин, и сами автобусы. А вот пассажиропоток каким был, таким и остался. Поэтому ориентироваться главным образом на него при расчете тарифа уже нельзя. На встрече, которая прошла недавно в мэрии, власти представили нам свои расчеты, согласно которым цену реально повысить до 16 рублей 37 копеек. Мы же просим поднять ее до 18-ти — эта цифра получилась у аудиторов, которые делали расчет по нашему заказу. На этот тариф выходит примерно 80% всех маршрутов. Проезд в других, менее рентабельных, тянет и вовсе рублей на 25. Но понятно, что Томск — не мегаполис, где такая цена приемлема, поскольку людей перевозится гораздо больше, —рассуждает перевозчик.

Солидарен с маршрутниками председатель профсоюза работников автотранспорта Томской области Дмитрий Салин. По его словам, тариф в 20 с лишним рублей обоснован, исходя из требований, выдвигаемых мэрией — это приобретение нового подвижного состава, оснащение его системами ГЛОНАСС, топографами и т. п. «Мы поддерживаем перевозчиков, но лично я и профсоюз не будем прилагать усилия для решения этого вопроса. Мы защищаем интересы работников и предпринимателей, коими являются частные перевозчики, а они в состоянии защитить свои интересы самостоятельно», — был краток Дмитрий Салин.

Если тариф не менять, говорят перевозчики, то с идеей обновления маршрутного парка можно попрощаться. Юрий Мымрин приводит цифры: если в начале 2000-х годов томские перевозчики в год закупали до 150 автобусов, то в 2011-м — всего пять. «И это при том, что ежедневно на линию выходит около 600 автобусов. То есть еще немного, и большую часть машин можно будет списывать в связи с истечением срока использования», — констатирует перевозчик. «Почему же в этом бизнесе задействовано так много предпринимателей, и почему они все еще держатся на плаву? Потому что сегодня у 80 % маршрутников по одному автобусу. Они сами себе и водители, и слесари, и жестянщики, и электрики... Только за счет этого можно выживать — какое там обновление парка! Выручка на самых прибыльных маршрутах составляет до 70 тысяч в месяц — это если студенты не уехали на каникулы из города. Когда это происходит, пассажиропоток падает процентов на 30», —сетует на жизнь Юрий Мымрин.

А председатель совета директоров «Транспортного управления» Александр Ткачук предостерегает: повышение тарифа — это еще полбеды. Впереди более серьезная проблема.

— Речь сейчас идет не столько о повышении тарифа, хотя это тоже реалии жизни, а о стабильности перевозок в принципе. Как вы знаете, власти предлагают пересмотреть маршрутную сеть города, и работа в этом направлении уже ведется. Но перевозчики говорят: давайте решим этот вопрос грамотно, чтобы ни бизнес, ни пассажиры не пострадали. А именно это может произойти уже в июле, когда все мы поедем по новым маршрутам, которые пока самих перевозчиков не устраивают. Хотя многие из них, вероятно, уже не поедут — попросту не смогут выиграть конкурс на новых основаниях.

Эти опасения разделяет и Владимир Копаница, бывший бригадир маршрута № 77, который был закрыт по решению мэра в октябре прошлого года. Он приводит в пример опыт Новосибирска и Красноярска, жители которых целый год не могли привыкнуть к изменению номеров маршрутов.

— Схема перевозок нарабатывалась в Томске годами, люди к ней привыкли. Вспомните, как были недовольны жители, когда наш маршрут, а также 8-й и 9-й перенесли с Ленина на Люксембург. Если вмешаться в схему, не подумав, можно нарушить сложившийся баланс сил, и в итоге пострадают и маршрутники, и горожане, — считает Копаница.

Пессимистично смотрит на будущее маршрутного бизнеса в Томске с учетом грядущих перемен председатель независимого профсоюза предпринимателей Томской области Александр Остроушко.

— Наш город -—один из немногих в стране, где в пассажироперевозках до сих пор работает рыночный механизм. За это нужно сказать спасибо самим перевозчикам, которые больше десяти лет назад смогли организоваться и не дали этой сфере погибнуть. В остальных городах произошла монополизация рынка, который перешел под контроль либо самих чиновников, либо подотчетных им предпринимателей. У нас может произойти то же самое. Согласно предложенной мэрией схеме, на центральных улицах останется только областной и муниципальный транспорт. Как я понимаю, от этого выиграет прежде всего убыточное «Трамвайно-троллейбусное управление», в которое ежегодно вкладываются миллионы, но толку никакого. При этом будет внедрен принцип: на каждый маршрут — по одному перевозчику. В итоге конкурсы по новым, более жестким критериям, смогут выигрывать лишь те, у кого более прибыльные маршруты, а значит, новее автобусы, хватает на зарплату кондукторам, достаточно машин, чтобы график не срывался. То есть многим придется уйти с рынка, а значит, уехать куда-либо станет проблематичнее.

По словам Александра Остроушко, частные перевозчики предлагают вносить изменения в существующую схему не в центре города, а на окраинах, где успели вырасти новые микрорайоны, а вот с транспортной доступностью пока все плохо. Либо незначительно менять маршруты — например, сделать так, чтобы 53-й не заезжал на вокзал, а высаживал людей неподалеку, для ускоренного прохождения маршрута.

Заммэра по городскому хозяйству Максим Резников, комментируя просьбу перевозчиков повысить тариф, заявил, что власти готовы обсуждать эту тему с перевозчиками. Об этом свидетельствует и тот факт, что специалисты муниципалитета озвучили свою цифру — 16 рублей 37 копеек. Но это, что называется, средняя температура по больнице: цены на маршрутах колеблются от восьми рублей — на самых прибыльных до 26-ти — на менее востребованных. Чтобы вопрос сдвинулся с мертвой точки, перевозчики должны либо сделать собственный аудит — а это дорого, соглашается заммэра, либо показать свои затраты на ведение бизнеса: расходы на бензин, ремонт, зарплаты и т. п. Ну и главное — обратиться с просьбой пересмотреть тариф должны не менее 30% частных перевозчиков от имеющихся в Томске. «Пока у нас лежит письмо от одного заявителя, правда, с подписями других», — говорит Резников. И тут же припоминает: жалоб на маршрутников после повышения цен в 2009 году меньше не стало, хотя обещали исправиться. Кстати, власти тоже обещали — строго следить за порядком в этой отрасли...

Второй вопрос — изменение транспортной схемы. Мера эта, поясняет Резников, вынужденная: схема складывалась годами, но нигде до сих пор не прописана. Между тем, кое-что в ней можно и поменять, прежде чем документально закрепить. К примеру, многочисленный транспорт в центре ухудшает экологическую обстановку, перегружает улицы, создавая неудобства и водителям, и пешеходам, часть маршрутов и вовсе дублируют друг друга. Поэтому специалисты комитета о транспорту разработали новую схему. Правда, версия пока черновая — чтобы довести ее до ума, необходимо рассмотреть предложения маршрутников. А их как раз нет, говорит заммэра.

— Мэрия презентовала новый вариант маршрутной сети еще в прошлом году, разослала макеты перевозчикам месяца четыре назад, а в ответ тишина. На встречах они говорят, что не согласны с обновленной схемой, но аргументацию не приводят, — разводит руками заммэра. — То же самое можно сказать и о самих жителях города, которые на слушаниях ничего конкретного не предложили.

Главная задача, поставленная мэром, — сделать транспортную схему удобной и обеспечить контроль, резюмирует чиновник. Для этого за каждым маршрутом предлагается закрепить одного перевозчика, с которого в случае чего и спросят власти. А еще в планах мэрии — впервые провести открытый конкурс среди перевозчиков, совместно прописав критерии отбора.

— Перевозчики уже будут знать: вот они выиграли конкурс и заходят на маршрут, к примеру, на десять лет. Цена будет индексироваться ежегодно, чего ждать, известно. Понятен будет срок, до которого человек сможет рассчитаться по кредиту, если решится покупать новый автобус. Не хватает машин, нанимай кого хочешь и сколько нужно. Да, возможности такие будут не у всех, кому-то придется уйти, но бизнес есть бизнес.

Так или иначе, а время с приятием решения по транспортной схеме уже, можно сказать поджимает. В июле ее уже нужно утвердить, постановил мэр. А до этого еще не раз необходимо встретиться с перевозчиками и дождаться конкретных предложений, а заодно обсудить этот вопрос и с населением. Максим Резников не исключил: может случиться и так, что схема останется без изменений — если перевозчики докажут, что никаких перемен и не нужно.

Тем временем, на одном из форумов появилась тема, в которой представители маршрутного бизнеса собирают предложения от населения. Однако на просьбу прокомментировать инициативу мэрии и рассказать, какие предложения готовят сами маршрутники, создатели опроса ответили отказом — мол, неуполномочены. Остается надеяться, что к моменту утверждения документа перевозчики проявят большую инициативу. В конечном счете, это в их же интересах.

Смотрите также