23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 6473

Потому что мы помним... (фото)

Потому что мы помним... (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

Гвоздики, ленточки, распечатки газеты «Правда» со словами о Победе, разноцветные шарики, пилотки и синие платочки... И фотографии. Большие старые фотографии. Если бы не сотовые телефоны, цифровые камеры, современная одежда и огромный плазменный экран на Новособорной, можно было бы предположить, что ты оказался в прошлом.

«Борис Иванович Глухов. Воевал на Дальнем Востоке», — диктор на фоне военных песен рассказывает историю еще одного томича-фронтовика. На улице прохладно, и нет намека на снег. На Новособорную стекается народ. Через час отсюда начнется традиционный праздничный парад, посвященный Дню Победы.

Необычное и новое в нем — акция «Бессмертный полк». Томичи должны были пройти с фотографиями своих родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне. Ожидалось, что в акции примут участие около трех тысяч человек. Но людей пришло больше.

Владимир стоит с портретом своего отца. Владимир как две капли воды похож на него, и у меня нет ощущения, что человека на фотографии уже нет в живых. «Мой папа — артиллерист-разведчик, командир боевого взвода. Его после школы отправили в Рязанское артилерийское училище, а через полгода на фронт. Он служил на втором белорусском фронте, дошел до Польши, а потом и до Берлина». Таких как Владимир — с фотографиями и своими история — несколько тысяч. «Бессмертный полк» ширится и буквой «Г» растягивается от главного корпуса ТУСУРа до «Сладкоежки».

Татьяна Николаевна пришла сегодня с фотографией своего дяди: «Мы знаем, что он в Польше погиб. Но не знаем, где именно. Но будем поднимать документы, искать. Дай Бог здоровья тем, кто придумал акцию. Помните, как у Булгакова было: «В восхищении!». Это слезы вызывает! Мы вместе сегодня. И ОНИ с нами идут, понимаете?».

«Это наш прадедушка, Николай Тихонович Костюк. Он до Берлина дошел», — растягивает слова гордая и маленькая Катя, указывая на большую фотографию. Она пришла с мамой Екатериной и сестрой Дашей.

«Вас потом о телевизору покажут! А нуууу! Кто шагает дружно в ряд?», — гаркает в мегафон молодая женщина. «Мы — тимуровцы!», — отзывается довольная толпа девочек и мальчиков. Немолодые люди рядом, утопающие в бирюзовых шариках, распевают частушки и военные песни. И те, и другие пытаются перекричать военные песни, которые звучат на Новособорной. «Пожалуйста, отойдите. Сейчас начнется все!», — строят участников «Бессмертного полка» волонтеры.

Борис Васильевич сжимает в больших руках штендер с двумя фотографиями. Он пришел на праздник с сыном и внучкой. «На фотографии мои братья — Морозовы Владимир и Василий. Нам с братом, оставшимся в живых — далеко за семьдесят, а они ушли и погибли, не дожив до 21 года. Но они для нас всегда были старшими и есть старшие. Мы чтим их память. Это замечательная идея с акцией. Надо о НИХ помнить, и вот чтобы эти малышки знали о их подвигах», — кивает на внучку Борис Васильевич.

Перед тимуровцами и молодыми людьми с флагами собираются ветераны. Они улыбаются, поздравляют друг друга с праздником, обмениваются открытками и даже семенами. «Будем садить, чтоб все росло хорошо!», — как будто отдает приказ невидимому урожаю один из них. К колонне подходит делегация индусов в пилотках. По улице проходит афроамериканец со своей дочкой. Рядом таджики внимательно рассматривают распечатанную «Правду», грузинские дети снимают происходящее на телефон. Все вместе. Все поздравляют друг друга с праздником.

К колонне ветеранов подходит мэр города Николай Николайчук. Ветераны показывают ему фотографии близких, зовут в гости. Ветеранам дарят гвоздики, гвоздики дарят ветераны. Обнимаются, плачут.

Сестры Лариса и Галина пришли с портретом дедушки Иосифа Ранецкого. «Папа нашей мамы служил в Крымском полку и возглавлял комиссариат в Феодосии. А мы летим к родственникам в Тель-Авив и хотим им эту фотографию отвезти. Мы здесь, потому что мы помним дедушку». Они стоят в сторонке от «Бессмертного полка», хотят посмотреть как все начнется, а потом присоединиться к НИМ.

Колонна под звуки оркестра начинает чинно шагать по проспекту Ленина в сторону Лагерного сада. Полиция чинно следит за порядком, отодвигает простых граждан с проезжей части. Простые граждане машут шариками, снимают на фотоаппараты, на камеры. Впереди — разноцветный муравейник. Люди переходят с одной стороны на другую, покупают гвоздики, звонят друг другу со словами: «С праздником! А где ты? Мы тебя потеряли». Женщина в красном пальто сжимает крепко руку своей дочки. Женщина рядом не сдерживает слез. Молодые люди в модных джинсах и очках молча несут пышные алые букеты гвоздики. Все равны. Все смешиваются.

Пока идет торжественный митинг и звучат поздравительные речи, часть ветеранов делится последними новостями. Один в форме цвета морской волны достает бумажку и начинает читать фамилии уже умерших товарищей. Их с каждым годом все больше.

Митинг заканчивается, и к памятнику медленно тянутся желающие положить цветы. «Бессмертный полк» за оцеплением ждет своей очереди. Уже сейчас сообщается, что число его участников перевалило за пять тысяч...

Смотрите также