Частные садики выходят «из тени»
Первые пикеты и голодовки с требованиями решить проблему очередей в детские сады прошли в Томске два года назад. Увы, за это время властям не удалось решить эту проблему. По данным, размещенным на сайте мэрии, на начало года в очереди за путевками в детский сад в городе числилось свыше десяти тысяч ребятишек. Что только не делали чиновники городской администрации: уплотняли существующие группы, ремонтировали разрушенные садики, даже модульный сад за сотни миллионов собрались строить. Легче стало, но ненамного: новых мест в десятки раз меньше, чем требуется.
Каждая семья выкручивается по-своему. Можно предложить «материальную помощь» администрации садика. Можно самим устроиться туда на работу, тогда и ребенка примут без очереди. А можно обратиться в частную группу по уходу и присмотру, которых в городе больше 50. Правда, образовательные услуги из них оказывают только два учреждения, остальным невыгодно тратить массу времени и средств на оформление пакета документов для получения соответствующей лицензии. Однако теперь власти придумали для частников новые «правила игры».
Те, кто подписал договоренность в мэрией, станут выгоднее смотреться в глазах потребителей, ведь за посещение их группы родители смогут получать из бюджета компенсацию. А это должно породить среди частников конкуренцию, которая, как известно, является двигателем на рынке услуг.
Суть нововведений проста: предприниматель приглашает в группу комиссию, которая оценивает ее соответствие установленным требованиям. Если все нормы соблюдены, фирма заносится в официальный реестр, и с этого момента родители, чьи дети посещают эту группу, имеют право ежемесячно получать компенсацию в размере четырех тысяч рублей. Сейчас учреждений, заключивших с мэрией соответствующее соглашение, в Томске 30.
Всего мест, предоставляемых аккредитованными частниками, не так много — чуть больше 800. Предприниматели пообещали к концу года увеличить их до тысячи. Ежемесячная оплата за услуги таких учреждения составит от шести до одиннадцати тысяч рублей. Также во многих фирмах существует вступительный взнос, сумма которого колеблется от трех до десяти тысяч. Конечно, не каждый родитель позволит себе такое удовольствие, но кто-то все же согласится выложить эти деньги за то, чтобы ребенок мог получить какое-никакое дошкольное образование, а мамы и папы — возможность работать.
Правда, не очень понятно, отличаются ли требования, предъявляемые к частным группам, от тех, что адресуют муниципальным детсадам. С другой стороны, некоторые условия, например, наличие отдельного спортзала или собственной территории для прогулок, частные группы просто физически не смогут выполнить.
Лариса Недоговорова, учредитель одной из групп по уходу и присмотру, тоже приняла участие в проекте, предложенном мэрией.
— Наша детская комната была первой в городе, проходившей аттестацию. Приходили представители департамента соцполитики и районной администрации. Критерии, как мне объяснили, по сравнению с муниципальными садиками достаточно облегченные. Главное — чтобы было светло, чисто и сухо, соблюдалась пожарная безопасность. Проверили огнетушители, туалетные комнаты, заглянули на кухню Спросили, есть ли у детей возможность гулять в течение дня. Проверили пути эвакуации при пожаре. Еще уточнили, где мы берем питание, и подписан ли договор с этой организацией, — говорит Лариса Недоговорова.
Правда, в составе проверяющей комиссии не оказалось специалистов Роспотребнадзора. Как выяснилось, их на выезды приглашали, но пришлось отказаться — нет нормативных документов, регламентирующих такую проверку.
— Мы даже не имеем права давать организаторам частных групп по присмотру и уходу устные советы, не говоря о каких-то предписаниях, — пояснила ситуацию замначальника отдела по надзору за условиями воспитания областного управления Роспотребнадзора Валентина Каширина.
Однако прибегнуть к помощи контролирующего ведомства в случае необходимости родители все-таки могут. И это не зависит от того, ходит ли ребенок в лицензированный сад, в группу ухода или в обычный «подпольный» садик. Достаточно написать заявление и указать причину обращения: плохая еда, грязно, ребенок болел, а деньги за это время возвращать отказываются. Имея заявление, специалисты могут провести проверку, после чего выписать штраф или даже закрыть учреждение.
В целом же инициативой по аттестации групп по присмотру и уходу довольны многие — и родители, и предприниматели. Елена Пожидаева, бывший лидер томского родительского движения, новшества одобрила:
— Идея очень хорошая, это реальная мера, эффект от которой мы наблюдаем уже сейчас. Теперь важно, чтобы государству удалось наладить механизм программы. Кроме того, важно, чтобы не выросли цены на эти группы, чтобы их становилось больше и хватало всем.
На самом деле, спорных моментов в отношении программы хватает уже сейчас. Во-первых, цены на услуги частных групп в связи с постановлением о компенсации могут существенно вырасти. На первый взгляд, поддержка правительства должна стимулировать здоровую конкуренцию в среде «дошкольного» бизнеса. Однако в реальности количество аттестованных групп сравнительно невелико, а спрос на их услуги растет. О том, что предприниматели немедленно начнут соревноваться за клиента, улучшая условия в группах и нанимая опытных педагогов, говорить еще очень рано.
Во-вторых, вокруг любых финансовых вливаний, как это водится в России, часто возникают коррупционные схемы. Это отмечает и Лариса Недоговорова, приводя конкретный пример: «Когда выделяется значительная сумма бюджетных денег, сразу находятся желающие выступить посредниками в их освоении. Например, при подаче документов на компенсацию всем родителям сообщают: счет должен быть только в Сбербанке, хотя у нас все финансовые учреждения равны. Кто-то с кем-то договорился — и начинается прокачка денег. А о том, что для родителей это дополнительная головная боль, никто не думает».
Во-третьих, задача «полной легализации», которую изначально ставили власти, осталась нерешенной. Даже после успешной аттестации частники не стремятся получать образовательные лицензии и официальный статус дошкольного учреждения — чаще всего это просто невыгодно. Кроме того, участие в программе приняли в основном фирмы, которые уже являются зарегистрированными ИП и состоят на налоговом учете. Но помимо них существуют и те, что остаются «в тени» по серьезным причинам. Это ненадлежащие условия содержания детей, случайные люди в качестве воспитателей, нарушение санитарных норм. Цены в таких группах зачастую ниже, и желающие отдать туда детей, невзирая на сомнительную репутацию, найдутся всегда.
Запустив такую нужную обществу программу, власти не должны отпускать сопутствующие ей процессы на самотек. Контроль качества услуг и уровня цен, увеличение количества групп, строгий контроль «прозрачности» финансовых потоков, выявление и контроль групп ухода, оставшихся «в тени» — все эти задачи еще предстоит решать, чтобы новая инициатива могла считаться успешной.