29 сентября, воскресенье
+4°$ 92,71
Прочтений: 8678

Мартовские смотрины, или как мы «приглянулись» новому губернатору

Мартовские смотрины, или как мы «приглянулись» новому губернатору
Фото: kp.ru

Древние и мудрые (наверное) майя пообещали смену эпох в декабре 2012-го. В в Томске она случилась на несколько месяцев раньше — в марте. И если для большинства наших сограждан она была именно тем, чем и являлась — сменой элит, то для некоторых оборачивается реальным концом света. Хотя бы в их личном, отдельно взятом тоннеле. А для других наоборот — пришествием новой зари после затянувшихся предрассветных сумерек. Особую контрастность картинке придают блики очередного пожара на Красноармейской, неожиданно возродившие надежду на светлое будущее даже у отъявленных скептиков. Что-то забрезжило и над хмурой «Томью»...

Но хватит эвфемизмов. Среди прочих важных и где-то даже судьбоносных событий март 2012 навсегда останется для Томска и области прежде всего месяцем прощания с первым после революции 1918 года губернатором и инаугурацией нового главы региона. Ушел Кресс — пришел Жвачкин. Пока это всего лишь данность.... Ну и повод строить прогнозы, конечно.

Нет, автор не запамятовал: выборы президента РФ тоже случились в марте. Но так как их результат был предсказуем и ожидаем задолго до начала первого месяца весны, то и включать его в перечень важнейших мартовских событий считаю излишним. Что итожить-то? Процент нарисованных голосов? В Томске, думаю, он был минимален. И в любом случае на результат не влиял. А рассуждения об особенностях менталитета российского избирателя, виртуозности и бездарности доморощенных политтехнологов, псевдопатриотах и якобы либералах, Болотной и Поклонной, королях и капусте явно выходят за рамки моей скромной задачи. Замечу лишь: митинговая активность в провинциальном городе Т. незаметно сошла на уровень, едва достойный упоминания в ежедневных подборках местных новостей. Лично автор этим опечален. Но мы же не о моих грустЯх, а про главные события месяца, не так ли?

А посему — вернемся к нашим баранам. Если в феврале судьба высшей власти в Томской области была решена, то в марте ее передача состоялась. Все прошло мирно, без эксцессов и каких-либо нестандартных ситуаций. Кресс по очереди прощался с аграриями, банкирами, смишниками и т. д. — партхозактивом, как сказали бы во времена его молодости. Местами было трогательно... А вот на интернетовских форумах в спину уходящему губернатору летели и палки, и плевки. Отдельные «аналитики» умудрились обвинить Кресса даже в развале сельского хозяйства.

Рассказывают, что на одной из таких встреч Виктор Мельхиорович признался: надо было уйти в 2004-м. Но история, как известно, сослагательного наклонения не имеет. Да и, признаться, тогда для большинства жителей области это казалось столь же невозможным, как для «поклонников» сегодня — добровольный уход Владимира Путина. Кто, если не он — вопрошают миллионы. Ну или тысячи как в нашем случае. А как оказалось — только свистни. Сразу столько желающих набежит!..

Сергей Жвачкин, впрочем, не то что бежать — даже лететь назад в Томскую область (по его собственным словам) сильно не хотел. Он на Кубани сад купил и вообще у него все было. Но сказали — надо идти. А придя и получив почти единодушное одобрение (это, впрочем, кто бы сомневался) областного законодательного собрания, остававшийся до иннаугурации срок решил посвятить … прогулкам. Пока Виктор Мельхиорович, находясь в положении «хромой утки», прощался с общественностью и думал, принять ли предложение преемника стать сенатором (таки принял!), Сергей Анатольевич гулял по городу, который покинул восемь лет назад. И судя по всему, нагулял хороший аппетит к переменам.

Первым под раздачу попал областной центр. Кое-кто в Томске, видимо, то ли не слушал, что говорил новый губернатор сразу после избрания — а Сергей Жвачкин особо остановился на важности сохранения деревянной архитектуры, то ли счел это обычным бла-бла политика, который говорит то, что от него хотят услышать. Жесткое указание нового губернатора: запретить всякое строительство поверх пожарищ — вызвало пылкое одобрение томичей. Правда, отдельные скептики напоминают, что похожее постановление издавал и Виктор Кресс, только оно как-то забылось. Но оптимистическое большинство уверено: тем, кто любит погорячее, теперь придется повертеться.

В положении ужа на сковородке оказались не только обнаглевшие застройщики. В четверг запах жареного наверняка почувствовали и в мэрии. На первый взгляд, в своем внеплановом (в повестке думского собрания его не было!) выступлении перед областными депутатами губернатор говорил о внешнем облике Томска: гулял, смотрел, увидел. Витрины позорные, остановки так-сяк-наперекосяк, объявления где попало... Однако на самом деле речь шла о гораздо более глубоких вещах. По сути дела, о том, о чем с такой гордостью говорил в своем ежегодном отчете перед депутатами мэр Томска.

Кстати, сам Жвачкин на праздничное (иначе и не скажешь!) действо в ДК политеха — пардон, МКЦ НИ ТПУ — не пришел. Это многие заметили. Неофициально высказывалась версия — у Сергея Анатольевича сильно болит нога, врачи запретили ее утруждать (а как же прогулки?!). Официально спикер гордумы Сергей Ильиных сказал журналистам — губернатор занят. Ну занят-то занят, но все-таки... Словом, осадок остался.

Как ни крути, а доклад мэра по итогам ушедшего года — мероприятие хоть и дежурное, но далеко не рядовое. Раз в 12 месяцев бывает. Не будь ушедший март так насыщен неординарными событиями, мэрский отчет вполне мог бы претендовать на роль главного действа обзираемого периода. Прежний губернатор его не пропускал. (Напомним — самым известным в истории Томска позапрошлогодний отчет, стоивший Крессу разбитого носа, а «правозащитнику» Зайкову — свободы. Так и сидит с тех пор бедолага. Кстати, очередной отказ в освобождении по УДО ему тоже был вынесен в марте — две недели назад. Тоже тема, между прочим). Так вот собственно о докладе.

Признаюсь, долго не могла понять — что же с ним все-таки не так. Нет, дело не в форме. То, что вместо делового отчета и анализа проблем депутатам представляют красочную презентацию — все уже привыкли. А что по-другому? Наконец осенило: докладывает-то мэр не для нас. В смысле горожан. И не для депутатов, и не для того же партхозактива, собранного в зале (представленного, надо сказать — довольно хило, чтобы закрыть пустоты в зале, организаторам пришлось сгонять с галерки околомэрскую молодежь). По большому счету речь Николайчука адресовывалась одному-единственному человеку. Отгадайте с трех раз, какому.... Отсюда и очевидные лакуны, и откровенное приписывание себе чужих заслуг (как в басне Крылова — «и мы пахали!»), и заведомо несбыточные обещания... Для человека, который варится в нашем котле постоянно, все это очевидно. А вот для того, кто на годы был исключен из томского контекста — вполне могло прокатить. Вдруг проникнется и оценит.

Нет. Не проникся. И достаточно недвусмысленно в своем выступлении на областной думе об этом заявил. За оперативно продублированный на уровне муниципалитета запрет строительства на пепелищах поблагодарил. Но и только.

Вот и «наше все» Сергея Жвачкина не впечатляет. Город инноваций, говорите? А чем он отличается от глубоко провинциального города? Культурной средой, может быть? Театрами мы славны? Молодежными досуговыми центрами? Цирками, зоопарками? Мировые торговые сети у нас широко представлены? Бутики?.. Да не в витринах дело, и не в замшелом креме. Взглянув на окружающее незамыленными глазами, Жвачкин четко уловил то, что многие приезжающие (на тот же иннофорум) невежливо называют томскими понтами. Лично мне с таким мнением не раз приходилось сталкиваться: говорите, вы столица инноваций? Ню-ню. Только сопли вытрите, пожалуйста...

Беда Томска в том, что мы очень хорошо научились убеждать себя, что мы лучшие. Настолько хорошо, что порой удается убедить в этом других. Ну вот поверил же, прости господи, Чубайс, что Томск — Мекка инноваций.(Вроде ведь неглупый человек, хоть и враг народа). А Жвачкин возьми и спроси: каким критериям должен отвечать инновационный город? И скольким из них соответствуем мы?

…Вот такие вот братцы, итоги. И ладно бы — месяца.Тут на другой срок тянет....

Ну и ПЫ.СЫ. Аккурат в канун выходных (и написания этих строк) стало известно: уволен (по собственному желанию) один из заместителей губернатора — Борис Мозголин. Далеко не самая одиозная фигура в «белом» доме. Но, по стечению обстоятельств, в администрации он курировал именно вопросы экономического развития, стратегического планирования и прогнозирования.

Смотрите также