29 мая, среда
+2°$ 88,44
Прочтений: 6К

Вопрос ученому: в чем виновата «Бхагавад-гита»?

Вопрос ученому: в чем виновата «Бхагавад-гита»?
Фото: vtomske.ru

Летом прошлого года в Томске начался судебный процесс над одним из вариантов перевода священного текста — книгой «Бхагавад-гита как она есть». Прокуратура потребовала признать ее экстремистским материалом. Суд да дело идут до сих пор, очередной иск прокуратуры областной суд рассмотрит 20 марта. А историки, философы и религиоведы пытаются ответить на вопрос: чем Томску так не угодила древняя книга? Напоминаем, что если вам есть, что спросить у томских специалистов, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.

Олег Хазанов, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета ТГУ:

— Книга «Бхагавад-гита как она есть» состоит из двух частей: собственно санскритского оригинального текста и комментария, сделанного Свами Прабхупадой в 60-х годах. И сторона обвинения всячески подчеркивает, что речь не идет о самом священном тексте, но только о комментариях. Но отделить одно от другого невозможно: любой текст, будучи переведен на иностранный язык, — это всегда комментарий. Если переводить Пушкина на английский, сколько проблем возникает! И каждый казус тщательно изучают историки и филологи. К тому же текст меняет свое значение с течением времени, и поэтому, естественно, для понимания древних смыслов требуется развернутый комментарий. В индийской традиции это происходило бессчетное количество раз. Комментарий Прабхупады — один из множества толкований в новых условиях тех изначальных смыслов, которые содержатся в «Бхагавад-гите».

Особо важно подчеркнуть, что для самих индийцев «Гита» — это свято. Кто и в какой традиции ее комментирует для них вторично. Поэтому услышать, что где-то в России, в провинции, кто-то судит их священную книгу — это возмутительно, немыслимо, просто невозможно! Индийский парламент единодушно осудил этот судебный процесс. И понятно, что «дело Бхагавад-гиты» для России грозит серьезными осложнениями отношений с Индией, крупным стратегическим партнером на Востоке.

Для российских ученых же вся эта история стала своего рода вызовом. У нас на историческом факультете ТГУ уже много лет изучают книгу «Бхагавад-гита». Я сам как историк, преподаватель истории Древнего Востока, читаю лекции на эту тему. Кстати, к делу в суде была приобщена научная статья моей аспирантки (тогда еще дипломницы) по комментариям Прабхупады. Это предмет ее научного изучения. Но экспертиза была написана не нами, а людьми, для которых «Гита» не является предметом научного поиска. Да, они — сотрудники ТГУ, но научное сообщество считает этих экспертов некомпетентными в вопросе изучения данного материала. Поэтому было решено созвать сейчас в Томском государственном университете научную конференцию (проходила как раз 24-25 февраля), где мы обсуждали вопросы, связанные с книгой, с последствиями, которые будет иметь судебный процесс. Мы сегодня прилагаем все усилия, чтобы на этот текст не была наложена печать запрещенного, экстремистского, вредного.

Книгу «Бхагавад-гита как она есть» обвиняют в разжигании религиозной ненависти, межрасовой дискриминации и так далее. В ходе процесса проводился сравнительный анализ священных текстов других религий — они часто носят даже более резкий характер («око за око»). Но надо понимать, что древние тексты создавались не в условиях нашей политкорректности. Они содержат высказывания, которые выглядят сегодня как экстремистские. И конфессии, следующие той или иной религиозной традиции, понимают, что в современном мире реализовать многие положения этих текстов в буквальном значении нельзя. Поэтому так важен комментарий: он говорит, как в новых условиях можно осмысливать древние заповеди.

«Бхагавад-гита» («Божественная песнь») является частью древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и одной из самых почитаемых священных книг индуизма. Книга представляет собой философскую беседу между двумя героями «Махабхараты» — витязем Арджуной и его колесничим Кришной. Беседа происходит перед началом кровопролитной битвы. Изложенные в «Бхагавад-гите» идеи легли в основу религиозной и нравственной доктрины современного индуизма. Книга писалась в условиях общества, которое вело междоусобную войну. Это текст, отражающий эпоху. Но это не значит, что все эти «страсти» присутствуют в практике людей, которые читают и почитают «Гиту». И если у прокуратуры есть вопросы к каким-то экстремистским практикам отдельных последователей Кришны — так вопросы нужно задавать именно этим последователям, а не книге.

Смотрите также