Они ждут...
Сегодня томские зоозащитники провели сразу два мероприятия. Во-первых, они презентовали в Доме молодежи фотовыставку «Сильные защищают слабых», в основу которой лег благотворительный фотокалендарь с томскими спортсменами и питомцами из приюта для животных. А во-вторых, провели круглый стол на тему, которая давно получила статус «вечной» — как решить проблему безнадзорных животных в Томске.
Надо сказать, что заявленный список приглашенных был весьма внушителен. Среди гостей, помимо зоозащитников, представителей ветклиник и зоомагазинов, значились спикер облдумы Оксана Козловская, замначальника департамента городского хозяйства Андрей Маркин, директор «Спецавтохозяйства» Николай Чаринцев, председатель комитета экологической безопасности урбанизированных территорий Сергей Трапезников. Однако никто из них на встречу не пришел. От муниципалитета присутствовал лишь заммэра по cвязям с общественностью Алексей Севостьянов, кроме него явились и представители областного парламента.
Организаторы сразу попросили участников дискуссии выказывать кратко и аргументированно, не только критикуя, но и предлагая свои варианты решения наболевшей проблемы. Но к этому пришли не сразу...
Обсуждение началось с социального аспекта, ведь проблема безнадзорных животных напрямую связана с людьми.
— Я долго занималась исследованиями, связанными с маньяками, — взяла слово психолог Марина Кузьмина. — И в анамнезе каждого было указано: «жестокое обращение с животными». Логика проста — начинали с самых беззащитных. По сути, если человек плохо обращается с братьями нашими меньшими — это сигнал для общества, что этот человек потенциально опасен и для каждого из нас. Однако зачастую родственники, друзья, соседи знают, что человек жесток по отношению к кошкам или собакам. Я предлагаю, чтобы все, кто знает о таких случаях, обращали на это внимание и принимали меры.
Однако зоозащитники поспешили поделиться собственным опытом:
— Как правило, схема такая: звонишь участковому, тот говорит, что забрать животное, которое истязают, можно только по решению суда. А это очень долги процесс, который еще непонятно чем закончится. И все потому, что у нас нет закона, защищающего права животных.
Вспомнили на круглом столе и недавний инцидент на Мокрушина, где бездомные собаки покусали женщину.
— У нас принято обвинять в нападениях на людей безнадзорных животных, но по статистике Роспотребнадзора из полутора тысяч покусов за 2011 год всего четыре случая приходятся на бездомных собак — остальные совершили собаки, имеющие хозяев, — сказала волонтер зоозащитной организации «Содружество» Мария Муркина.
Следующей темой стало чипирование, которое, по мнению многих, способно отчасти решить проблему безответственного поведения хозяев питомцев.
— Мне кажется, что помимо чипов нужно вводить денежную ответственность. Потому что только крупные штрафы заставят граждан серьезнее относиться к своим подопечным, — высказалась одна из зоозащитниц.
— Это хорошо, но кто будет этим заниматься, кто будет контролировать этот вопрос? — задал кто-то главный вопрос.
— Думаю, нужно создавать приюты для безнадзорных животных, чтобы собаки не бегали свободно по улицам.
— Но тут возникает другая проблема: по закону животное — это вещь. И никто не вправе ее трогать без хозяйского разрешения. То есть надо создавать какие-то законы, регламентирующие этот аспект, — отметил руководитель томского крематория для домашних животных Дмитрий Фомин.
Но как оказалось, такой документ уже есть — это областной закон о содержании собак и кошек в Томской области. Но, по словам Марии Муркиной, нормы, прописанные в нем, в реальности не работают.
— К примеру, там сказано, что, приобретая животное, владелец должен его поставить на учет. Но нам постоянно звонят люди и спрашивают, а где это нужно делать. А мы и сами не знаем. На недавней пресс-конференции мы спросили у представителей мэрии, почему закон принят два года назад, но не исполняется. Нам ответили, что пока неизвестно, кто же должен за это отвечать. А точнее, в Томске чиновники не видят серьезной зоозащитной организации, которой могли бы поручить этот вопрос. Хотя за последние годы у нас появились зоозащитные организации, приюты для животных, сложилась большая команда людей, которые готовы участвовать в этом деле.
Пояснения внесла консультант отдела по законодательству, государственному устройству и безопасности облдумы Ольга Кшнянкина. По ее словам, регистрацией животных должно заниматься областное управление ветеринарии. Но для этого должны быть разработаны правила регистрации питомцев. Когда это произойдет, неизвестно.
— Ну так накажите их или простимулируйте! — не выдержала одна из зоозащитниц.
— Дума не может кого-то наказывать или стимулировать, — вздохнула представитель регионального парламента. — Когда мы принимали областной закон о содержании животных, мы говорили, что он носит рамочный характер — чтобы он заработал, нужно принять ряд подзаконных актов. Но их пока нет. Подготовить его должны специалисты.
— Ну хорошо, пускай так. Но был же какой-то срок для принятия этих актов? — не унимались зоозащитники.
— Да, и он уже прошел, — констатировала Ольга Кшнянкина.
Тогда участники вновь вернулись к вопросу отлова безнадзорных животных — этот вопрос вы законе прописан четко. Там сказано, что данную функцию выполняет «Спецавтохозяйство», на что ему из бюджета города выделяется финансирование.
— Мне, как предпринимателю, было бы интересно заняться отловом собак, но когда речь идет о таком конкуренте, как «САХ», не уверен, что я или кто-то другой смог бы выиграть конкурс, — засомневался руководитель крематория для животных Дмитрий Фомин.
— Представители «Спецавтохозяйства» сегодня не пришли, но ответили нам письменно, — вступила в разговор одна из волонтеров «Содружества». — Как пишет Чаринцев, просто отлов и утилизация собак не дают нужного результата. Просчитывать популяцию должны специалисты, которых у нас пока нет. На сегодня есть структура, которая выполняет только небольшую часть работы, она не регулирует численность животных. По его мнению, необходимо на территории города создать организацию с необходимым штатом сотрудников, которые могли бы оказывать ветеринарную помощь, в том числе по стерилизации. То есть «САХ» с нами согласен. Но все упирается в деньги. Кто-то должен это все финансировать.
После этого поучаствовать в дискуссии предложили заммэра Алексею Севостьянову. По его словам, власти поддерживают зоозащитников в их стремлении решить проблему с бездомными животными, но есть одно «но».
— Поднимите руки, у кого есть домашние питомцы? Так. А теперь поднимите руки те, кто готов платить за них налог? — обратился он к собравшимся. Как оказалось, готовы на это пойти практически все.
— Все упирается в деньги, — продолжил заммэра. — У нас масса людей живет в ветхих домах — хуже, чем собаки. И на их расселение у города денег нет. Так же и с животными. Я хочу, чтобы сегодня здесь были составлены конкретные предложения по решению проблемы, например, ведение налога на содержание питомцев. Не получается у областной думы, попробуем через городскую. Потому что никакая власть ни в каком городе на себе эту проблему не вывезет. Во всем мире это проблема неравнодушных людей, которые есть и в Томске.
И вновь в разговор пришлось вступить консультанту отдела по законодательству,государственному устройству и безопасности облдумы Ольге Кшнянкиной.
— Когда мы готовили областной закон, была создана рабочая группа. Очень долго работали, но выяснилось, что нам очень много не позволяет федеральное законодательство. У нас там такие пробелы, что мы пока ничего сделать не можем. Нам прокуратура все время бьет по рукам. Что касается налогов, нам его ввести не позволяет Налоговый кодекс.
— Но есть же система самообложения, — напомнил Алексей Севостьянов. — Поэтому, если не получается на областном уровне, давайте попробуем на городском. Изучим опыт других городов, может не придется изобретать велосипед?
— Может часть денег, выделяемых «САХу», тратить на стерилизацию? — задались вопросом зоозащитники.
— По федеральному законодательству у органов местного самоуправления нет полномочий по работе с безнадзорными животными, — пояснила Ольга Кшнянкина. — А на собак распространяются вещные права. И пока это отношение не изменится, проблему не решить. Ведь это не вещь, которую можно положить на полку — это живое существо! Но она вещь. Поэтому когда потерялась собака, и ее кто-то нашел, полгода действует право собственности, когда в любой момент хозяин может забрать питомца. Только через шесть месяцев собака переходит в муниципальную собственность. То есть собственником становится город. Потому на него мы и возлагаем обязанности по отлову и утилизации безнадзорных животных. А город считает, что у него таких полномочий нет, поскольку они не прописаны федеральным законом, о чем я сказала вначале. Вот это — пробелы в законодательстве. Мы писали об этом в федерацию, но пока все остается по-прежнему.
Встреча длилась почти два часа. В конце был составлен список предложений от участников дискуссии, который после дополнений будет передан в мэрию и обладминистрацию, а также в обе думы — городскую и региональную. Все желающие вошли в состав рабочей группы, которая будет заниматься проработкой вопроса и взаимодействием с властями и дальше. Однако уже можно предположить, что работать ей придется не один год...