29 июня, суббота
+28°$ 85,75
Прочтений: 5007

Шик, блеск, красота! (фото)

старинные предметы — нередкость в гальванической лаборатории
старинные предметы — нередкость в гальванической лаборатории
Фото: Александр Волков

Однажды, разбирая старые вещи, я нашла сережки, когда-то принадлежавшие моей бабушке. Старину выдавали не только оригинальная форма, но и потертый вид. Конечно, о том, чтобы выкинуть памятный подарок, не было и речи. Вставал лишь один вопрос: как вернуть украшениям прежний вид? Оказалось, это легко можно сделать в гальванической лаборатории, где на ваш выбор предмет посеребрят, позолотят, отхромируют или придадут благородный блеск иными способами, защитив его от воздействия внешних неблагоприятных факторов.

— В советское время гальваника была неплохо развита, а после распада СССР ею почти перестали заниматься, — говорит директор томской гальванической лаборатории Денис Поляруш. — Пожалуй, самым распространенным видом гальваники было хромирование. Вы наверняка видели автомобили 60-70-х годов. Там все детали даже сегодня выглядят как новые — ни следа ржавчины. А современный «АвтоВАЗ» выпустит автомобиль, и уже через год видны следы коррозии.

В Томске, говорит Денис, гальванических лабораторий практически не осталось. Когда-то они работали при многих предприятиях, а сегодня почти все закрылись — то ли нет денег, то ли специалистов. «Целенаправленно гальваников нигде не готовят. Я сам по образованию экономист, так что осваивал гальванику, роясь в Интернете и вспоминая курс химии», — признается Денис.

Сам он занялся гальваникой несколько лет назад после просмотра передачи на канале «Дискавери». Там показывали умельца, который придумал меднить детские башмачки, чтобы защитить их от разрушения на долгие годы. «Мне стало интересно, и я решил провести подобный опыт дома. То же меднение может сделать девятиклассник. Взял банку, смешал медный купорос с серной кислотой, взял анод в виде куска меди и присоединил источник тока, например, зарядку от аккумулятора.

— Есть токопроводящие материалы — металлы и токонепроводящие — диэлектрики, — объясняет мне принцип гальваники Денис. — Если с первыми все понятно, то с последними наоборот. Проблема в том, что на них очень трудно нанести токопроводящий слой. К примеру, чтобы на пластик нанести металл, нужно сначала покрыть его тонкой пленкой, проводящей ток. А она состоит из серебра и очень нестабильна, так что ее легко можно повредить, и тогда электропроводимость на этом участке нарушится. У нас не конвейер, с каждым заказом работаем индивидуально, а разводить большое количество дорогостоящих составов, которые наносятся на поверхность, невыгодно — неделя, и их можно выливать. Поэтому мы предпочитаем работать с металлами.

Применение гальваники весьма широко — от машиностроения до электроники. Лаборатория Дениса сотрудничает со многими томскими предприятиями, в том числе с «Микраном», а не так давно заключила договор с госкорпорацией «Ростехнологии».

Сотрудникам лаборатории приходится иметь дело и с мельчайшими шурупчиками, и с тяжеленными элементами приборов для оборонной промышленности. «Надеемся, что приложим руку и к созданию в Томске базовых станций для сетей мобильной широкополосной связи 4G, которыми займутся «Микран» и Nokia Siemens Networks», — делится планами Денис Поляруш. Правда, замечает он, пока компания с мировым именем предпочитает обращаться к гальваникам из Китая — так дешевле.

— Года три назад нам звонили с «АвтоВАЗа» по поводу хромирования языков для ремней безопасности, которые потом «запекаются» в пластмассу. Спросили цену, я говорю — сто рублей. Но их она не устроила. А потом знакомые гальваники из Питера и Москвы рассказывают, что им тоже звонили с «АвтоВАЗа» и тоже безуспешно — цена была уже 250 рублей за деталь.

Помимо крупных заказов выполняют гальваники и частные. Как правило, у людей есть серебряные украшения, но хочется, чтобы они были золотые, а это — дорогое удовольствие. Или предмет был позолоченный, но покрытие стерлось, и его нужно обновить. И тут на помощь приходят гальваники.

— Приходят и владельцы автомобилей, — говорит Денис. — Недавно были парни, которые решили восстанавливать «Волгу» 70-х годов. И попросили оправу автомобильного зеркала покрыть золотом. Часто просят позолотить шильды на машинах. Нередко обращаются байкеры. А те, кто может себе это позволить, золотят даже сантехнику.

Коллекционеры — тоже частые гости в гальванической лаборатории Дениса Поляруша. На днях ему принесли два подстаканника 19 века — раньше они были покрыты серебром, но годы внесли свою лепту. До этого гальваники возвращали прежний вид старинным ножам той же эпохи, некогда покрытых золотом. На очереди — старинный поднос. «При работе с такими вещами нужно быть предельно внимательным. Переусердствуешь — рисунок может деформироваться, а если передержать в электролите, металл посинеет, и покрытие этого не скроет», — объясняет нюансы работы гальваник. Но доводить старинные предметы до идеального состояния нельзя, иначе получится новодел, и вещь потеряет свою эксклюзивность, говорит Денис.

Одна из самых популярных вещей в лаборатории — часы. Рано или поздно покрытие стирается, и часы теряют презентабельный вид. И здесь без гальваников никуда. Или если часы были в починке, и в них меняли деталь, например, застежку, то она будет отличаться по цвету, но в лаборатории это легко исправить. Бывают и нестандартные заказы. Так, несколько лет назад экс-ректор ТПУ Юрий Похолков попросил гальваников сделать позолоченную медаль с большой цепочкой, состоящей из множества прямоугольников, с изображением Петра I.

Молодежь тоже умеет удивлять. Один раз Денису и его команде принесли на хромирование детали старого чемодана — ручки, уголки, замочки. Оказалось, что парни собрались на фестиваль электронной музыки «Казантип», который проводится в Крыму. Символ мероприятия — желтый чемодан. Его безупречный вид и соответствие определенным стандартам обеспечивают владельцу бесплатный вход на территорию фестиваля. «А через год приезжает девочка с такими же деталями. Я говорю: вы на «Казантип» собрались? Она: а вы откуда знаете? Я рассказал ей про тех парней, потом они связались и вместе поехали на фестиваль», — делится историями Денис Поляруш.

Несут в лабораторию и музыкальные инструменты — Денис с гордостью показывает фотографии отреставрированных трубы и флейты, владелец которой играет в оркестре МВД. Нередки заказы на покрытие тем или иным металлом призов для разных соревнований. «Недавно меня попросили сделать подарок для мебельщика — я покрывал серебром фрезу для обработки ЛДС-плит», — вспомнил директор гальванической лаборатории.

— Один из самых невероятных заказов — на хромирование капота автомобиля «Шевроле Тахо». А это огромная площадь, на которую требуются тонны электролита, который мы потом будем использовать годами — нам его столько не надо,у нас не те масштабы производства. Если заложить все издержки, то выйдет тысяч 400. В общем, мы отказались. Невыгодно. Я порылся в Интернете, и оказалось, что хромированием автомобилей занимаются в арабских Эмиратах. Полная стоимость хромирования «мерседеса» С-класса — 50 тысяч евро, потому что машину сначала везут в Эмираты на хромирование, а потом назад. Это значительно повышает затраты.

Некоторые заказы Денис берется выполнять бесплатно. К примеру, когда к нему обращаются священнослужители, причем не только из Томска. Так гальванику довелось серебрить кресты для торжественных богослужений, потиры — сосуды для причастий и другие предметы религиозного культа.

— А что мы все на словах, да на словах. Давайте я вам так покажу! — вдруг заявил Денис и достал небольшого, сантиметра два в вышину зайца. Сначала беднягу засунули в электромагнитную галтовку — прибор для полировки предметов за счет их перемешивания магнитным полем в наполнителе из металлических игл. Затем зайца помыли, привязали к нему тонкую проволоку, подвесили над емкостью с электролитом, подсоединили к проволоке источник тока и опустили в электролит. Десять минут — и заяц из обычного стал позолоченным. «Это вам на память!», — протянул мне ушастого гальваник.

Но как и у всякого производства, связанного с химическими соединениями, у гальваники есть свои минусы. Главный из них — токсичность, но она, заверил меня Денис Поляруш, в его лаборатории крайне незначительна. Поэтому он и его сотрудники практически не используют противогазы при работе. «Я даже могу опустить руку в любой из электролитов, ничего не произойдет», — сказал Денис и тут же продемонстрировал сказанное. Действительно, на коже даже не осталось следов.

— Опасность возникает тогда, когда электролиты нагреваются. Происходит испарение химикатов, и вдыхать эти пары не стоит. Самый вредный гальванический процесс — хромирование. Мы занимаемся хромированием, но не нагреваем нужные для этого электролиты. Вы видите, у нас емкости с ними все пластиковые, их в принципе не нагреешь, тем более до 60 градусов. Это делается, чтобы ускорить процессы и активировать присадки, которые усиливают блеск. Но можно обойтись и без нагревания, просто дольше подержав в электролите предмет, что мы и делаем, — сказал гальваник. По словам Дениса, у лаборатории есть договор со «Спецавтохозяйством» на утилизацию электролитов.

Есть у томских гальваников и разрешение пробирной палаты — оказывается, есть и такая — на работу с драгоценными металлами, которые нужны для разведения того или иного электролита. Однако некоторые предприимчивые люди умудряются нарушать закон, минуя подобные разрешения. И здесь гальваникам нужно быть начеку.

— Года три назад ко мне пришли цыганки с кучей серебряных цепочек и попросили их позолотить. Но я отказал — наверняка потом после золочения найдут способ поставить 585 пробу нелегальным способом, зачем мне проблемы? Мы не имеем право на изделия с покрытием ставить пробы, это компетенция пробирной палаты. Проба ставится только на изделия полностью изготовленные из определенного драгметалла.

Смотрите также