23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 2623

Какого пола мой мозг?

Какого пола мой мозг?
Фото: www.vashdosug.ru

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, дает одноименный фильм француза Лора Дэлесаля. На другой, не менее интересный — сколько весит ваше здание, мистер Фостер? — пытается ответить кинорежиссер Карлос Каркас, снявший фильм на британские деньги. Обе эти документальные ленты наряду с другими можно будет увидеть в марте в томских кинотеатрах в рамках фестиваля научного актуального кино «З60°».

Презентация будущего события, который в равной мере можно отнести как к сфере культуры, так и науки, состоялась 25 января, в День российского студента, в клубе «Fakel».

— Мы рады, что стартуем в городе с такой богатой научной историей, с такой великолепной научной репутацией сегодня, — призналась Екатерина Хаустова, директор по внешним связям Политехнического музея, старейшего технического музея России.

Вместе со своей коллегой, Ириной Белых, программным директором фестиваля, она приехала Томск, чтобы принять участие в еще одной презентации — в представлении программы Открытого университета Сколково (ОтУС) в Томске. Дело в том, что Политехнический музей и ОтУС — деловые партнеры.

Партнерство базируется на общем понимании процессов, происходящих сегодня в науке и искусстве. С одной стороны, это переосмысление пространства науки и ее роли в обществе. С другой, это вторжение искусства на «чужие» территории для поиска новой аудитории. Научные музеи стали тем оселком, где эти две сферы человеческой деятельности гармонично взаимодействуют, вступая в продуктивный диалог. Беспристрастная статистика утверждает, что аудитория научных музеев и научно-познавательных каналов, слушателей научно-просветительских лекций, растет, когда меняется формат коммуникаций. То же самое можно сказать и об искусстве.

В наступившем году главному техническому музею России — Политехническому музею исполняется 140 лет. Но не только юбилей заставляет его расширять свое влияние.

— Главная миссия Политехнического музея и спустя 140 лет остается неизменной — это просветительство и популяризация науки, — призналась в эксклюзивном интервью Екатерина Хаустова. — Но мы остро ощущаем, что время изменилось. Сегодняшнему дню нужны новые формы, искать новую аудиторию, стиль коммуникаций с этой аудиторией. Поэтому Политехнический музей сейчас находится в состоянии модернизации. Она началась два года назад, завершится предположительно в 2018-м. Этот год Политехнический музей еще существует в своем историческом здании, но в 2013 году его закроют на ремонт и реставрацию. Однако для нас закрытие мало что значит. Команда музея намерена не снижать свою активность. Напротив, увеличивать ее. Мы запускаем новые формы коммуникаций, которые будут жить на протяжении всех лет. Одна из таких форм — это фестиваль актуального научного кино, который стартовал в сентябре 2011 года.

Результаты показа десяти фильмов в Москве превзошли самые оптимистичные ожидания организаторов. Неожиданно фестиваль научного кино стал востребованным. Сразу после его проведения в оргкомитет поступили предложения показать программу в российских регионах. Как призналась Екатерина, есть несколько городов, с которыми ведутся переговоры о площадках для расширения кинофеста. Но есть один «четкий пункт» — это Томск.

Фора в два месяца даст возможность организаторам договориться о местах показа. Москвичи хотели бы, чтобы это были не только кинотеатры, но и вузы Томска, и, прежде всего, Томский политехнический университет. Опыт сотрудничества с пятью крупнейшими вузами Москвы убедил их, что студенты и старшеклассники — самая лучшая аудитория для таких фильмов. Впрочем, в программе фестиваля будут показаны не только десять полнометражных лент, но и так называемый «короткий метр», предназначенный для семейного просмотра с детьми от десяти лет.

Почему такое название у фестиваля научного кино? Ответ содержится в его манифесте: «Это возможность взглянуть на научные факты под любым углом, в том числе и с точки зрения их социальной значимости. Это площадка для диалога науки, искусства и общества. Это поиск новых идей и научных мыслей».

— Все фильмы были сняты за два года до того, как мы начали проводить свой фестиваль. Их отбирали на крупнейших научных фестивалях Европы и Америки, в том числе и на фестивалях научного кино, — говорит Ирина Белых, программный директор фестиваля. — Среди тех лент, что увидят томичи, есть работы «оскароносных» режиссеров. Есть победители самых престижных фестивалей неигрового кино. Если пользоваться терминами игрового кино, то это все фильмы класса «А».

— Если говорить о формате фильмов, — уточняет Екатерина Хаустов, — то это новый для нас формат — «creative documentary», то есть авторское документальное кино. Мы привыкли к телевизионному формату научно-популярных фильмов, которые объясняют какие-то явления, научные объекты, открытия. А мы привозим фильмы, которые, во-первых, можно смотреть на большом экране в кинотеатрах, а во-вторых, они интересны. Ну, разве только ученых волнует, почему мужчины и женщины так по-разному реагируют на одни и те же ситуации? Французский режиссер Лор Дэлесаль решил ответить, носит ли это различие биологический характер? Отличаются ли интеллектуальные способности мужчин и женщин? Какую роль играет общество в формировании и определении этих различий? Или взять фильм американца Джейсона Спингарн-Коффа «Жизнь. 2.0». Он рассказывает о людях, жизнь которых резко изменилась под влиянием виртуального пространства.

Томичи смогли оценить новый формат creative documentary, посмотрев фильм «Настоящие революционеры» — историю восьми ученых, создателей знаменитой Кремниевой долины. А так как среди зрителей были в основном студенты-слушатели Открытого университета в Сколково, то фактически они не просто смотрели байопик о тех, кто сделал «тихую» революцию, изменившую мир, но и проектировали свое будущее, сверяли свои мечты с мировыми образцами.

Смотрите также