28 сентября, суббота
+1°$ 92,71
Прочтений: 2450

Незаметные соседи

Незаметные соседи
Фото: avemir.ru

Они живут рядом с нами. Мы часто не замечаем их, считая частью пейзажа. Но и они тоже порой не замечают нас, людей, воспринимая как должное те условия, которые сложились в городе для диких животных.

В городах сегодня проживает более половины людей нашей планеты. И хотя человек создает и развивает городскую среду «под себя», в ней всегда находится место и братьям нашим меньшим. Разве можно вообразить наш город без вездесущих воробьев, важных голубей или симпатичных белочек в парке? Как им живется в «бетонном лесу» современного города? Какие животные могут к нему приспособиться, и как нам развивать городскую среду, чтобы в ней было уютно всем? С этими вопросами мы обратились в зоологический музей, где животных не только демонстрируют, но и изучают — как раз в условиях города.

— В Томске успешно освоились и размножаются около сотни видов, и это если говорить только о позвоночных, большинство из них — птицы. Конечно, крупных пернатых или тем более зверей здесь не встретишь — все-таки им для полноценной жизни нужна большая индивидуальная территория. Но мелким зверушкам и птахам, а также ящерицам и лягушкам часто хватает небольшого зеленого пятачка или водоема, чтобы полностью обеспечить жизнь себе и своему потомству, — рассказывает сотрудник зоологического музея ТГУ Сергей Гашков.

Выбирая место для жизни, животные и птицы ориентируются на определенные важные для них признаки. К примеру, если в сквере присутствует живая изгородь из таволги, то наверняка рядом поет славка-завирушка, которая любит устраивать в ней гнезда. А если в парке присутствуют куртины хвойных деревьев, то именно здесь чаще всего можно встретить белку. Показательна история с Университетским и Мавлюкеевским озерами, которые уже более ста лет обеспечивают зимовку потомкам озерных лягушек, выпущенных, по-видимому, первыми томскими защитниками природы — студентами Императорского университета. Так приглянувшийся сквер, парк или озеро становятся домом на сезон размножения или на всю жизнь, а то, что их окружают дома или автомобильные дороги, не столь важно, ведь многие виды способны быстро привыкать к такому соседству.

По сути человек своей хозяйственной деятельностью и определяет, кто с ним сможет жить на территории, которая трансформирована в городскую среду. Вместе с достижениями цивилизации меняется наш образ жизни, а с ним и городская среда, а значит, меняются и условия для растений и животных. Хорошо знакомы нам сизый голубь, домовый воробей, домовая мышь и серая крыса: они настолько привыкли жить рядом с человеком, что предпочитают его среду обитания естественной. Эти виды называются синантропными.

— Как-то зимой довелось наблюдать воробьев, карауливших очередную порцию семечек на трамвайной остановке. А когда рука дающего начинала бросать угощение, птицы проявляли чудеса конкуренции: летели встречным курсом и хватали семечки еще в воздухе, — вспоминает Сергей Гашков. — В другом кормном месте они предпочитали семечкам выложенные рядом на прилавке куриные окорочка, успевая отщипнуть кусочек жира, пока продавец отвлекся. А этот вид живет так давно, за что и название за ним закрепилось «вора бей» — за его смекалку или, как говорят этологи, адаптивное, приспособительное, поведение.

Некоторые виды, не являясь в полном смысле синантропными, проявляют эту черту сезонно. Среди зимних гостей Томска самый частый — большая синица. Здесь она находит корм, теплые места ночевки и возможность кормиться, собирая пищу с земли, к чему они приспособлены лучше других видов синиц. В летний период к человеческим постройкам сельского типа тяготеет деревенская ласточка, где она устраивает свои чашеобразные глиняные гнезда, прикрепляя их к стенам и обязательно под крышей.

Процесс вселения в городскую среду новых видов птиц происходит постоянно. Всего несколько десятков лет назад в Томске начинала гнездиться сорока, имевшая репутацию очень осторожной птицы. В городе она перестала бояться человека, ее рационом стали мусорные отходы, падаль, также сорока немного хищничает, в целом выполняя санитарную роль. Свои гнезда-шары устраивает на деревьях и живет здесь круглый год оседло. Более того, в зимнее время к городским кормным местам стягиваются и лесные родственники. Они продолжают оставаться осторожными и, как правило, концентрируются на свалках, где нет человека. Таких посетителей можно видеть пролетающих над городом утром в восточном направлении, а вечером — обратно за Томь на ночевку.

Интересно, что именно терпимые к человеку особи становятся основателями городских популяций. Этот процесс наблюдался неоднократно у разных видов и в нашей стране, и в мире. Сейчас мы являемся свидетелями как еще один вид — черный коршун — становится на путь формирования в Томске синантропной популяции. Оказывается, нас можно не бояться!

— Большая же часть животных в городе ищут островки, приближенные к среде их естественного проживания. Без нашего внимания к таким элементам городского ландшафта процесс вытеснения животных за его пределы неминуемо будет продолжаться. В этом случае мы не сможем порадоваться пребыванию в зимнем городе снегиря, свиристеля или зимующей на Ушайке кряквы. В городских парках без подлеска останется минимум древесных видов. Но не зазвучит уже песенный вопрос «ви-тю-ви-дел?» обыкновенной чечевицы, гнездящейся в кустарниках или травяном ярусе. И мажорное весеннее пение пеночки-веснички, предпочитающей устраивать гнездо на земле, послушать уже не удастся. Вот поэтому гнездящийся на земле обыкновенный соловей ежегодно поет только в Сибирском ботаническом саду на участке, где сохраняется естественный участок леса, — с сожалением говорит Сергей.

Многие виды, напротив, находят в городской черте недостающий для жизни элемент. Хорошо заселяют искусственные гнездовья птицы-дуплогнездники. Благодаря заботе человека в Университетской роще и Лагерном саду живет в несколько раз больше мухоловки-пеструшки, обыкновенной горихвостки, большой синицы, полевого воробья и обыкновенного скворца. Не забудем также обыкновенную белку и белку-летягу, которые однажды по очереди в один сезон выкормили бельчат в одном из скворечников Лагерного сада. Жизнь именно этой группы животных зависит от того, как мы хозяйствуем в городе, как выстраиваем отношения с нашими домашними питомцами, как планируем и обустраиваем город.

— Живут в городе и такие виды, которые нас не замечают, — продолжает мой собеседник. — Это виды, на жизнь которых влияние людей даже в городе минимально, несмотря на то, что мы называем одного из них «ГОРОДСКАЯ ласточка» или воронок. Эта птаха относится к экологической группе воздухореев, которые кормятся в воздухе и с людьми не пересекаются. Правда, свои гнезда-шары из глины и слюны они прикрепляют под крышей здания на углу проспекта Ленина и Учебной или под коммунальным мостом. С их точки зрения, это удобная скала — не более, как те, что есть выше по Томи в местах естественного обитания вида. Еще один воздухорей поселился в нашем городе, когда был построен главный корпус университета. Теперь белопоясный стриж — неотъемлемая часть Томска. Вместе со своим собратом, черным стрижом, он заселил многоэтажки и находит места для гнездования в щелях перекрытий и под крышами. Когда-то благодаря появлению университета стриж смог расширить свой ареал на северо-запад, а мы получили возможность учиться познавать мир природы, не забывая, что мы ее часть.

Сожительство человека с дикими животными в городе сегодня неизбежно. Да и нужно ли его избегать, пытаясь обезопасить себя? Может, поставить вопрос иначе: как людям научиться жить так, чтобы обеспечить состояние окружающей среды, комфортное и для нас, и для диких животных? Человек — венец природы, он наделен разумом и силой воли. Поэтому именно ему нужно учиться выстраивать отношения с братьями меньшими, чтобы в жизни было и им место, и нам.

Смотрите также