28 сентября, суббота
+1°$ 92,71
Прочтений: 8662

Томский след в Кремниевой долине

Томский след в Кремниевой долине
Фото: из личного архива Романа Чаднова

Не так давно наш портал рассказывал о команде томских студентов, завоевавших право представлять Томск в финале международной студенческой олимпиады по программированию ACM ICPC. Тогда один из ребят упоминал о своем старшем брате-тренере, Романе Чаднове, карьера которого служит примером для многих начинающих программистов. Сегодня у нас есть возможность поговорить с самим Романом, который согласился рассказать читателям о своем профессиональном пути, приведшем его не куда-нибудь, а в Силиконовую долину.

— Ты Цукерберга видел? — первый вопрос, который я задала Роману.

— Почти каждый день вижу. Я утром мимо него к своему рабочему месту иду, — говорит собеседник без тени хвастовства. Дело в том, что выпускник факультета информатики ТГУ 2004 года, трехкратный потанинский стипендиат, уже больше года живет в США и работает программистом в компании Facebook.

Нас разделяют океаны, тысячи километров и 14 часовых поясов. Но каждый вечер я пишу в соцсети сообщение с вопросами и — о чудо! — каждое утро нахожу ответы Романа. Иногда нам удается немного поболтать онлайн: у меня разгар рабочего дня, у него — время отхода ко сну. Вот так, с помощью современных технологий и пишется статья, в которой сам Роман Чаднов рассказывает о себе, своей работе и своих взглядах.

О выборе профессии

— Профессия сама меня нашла, можно сказать. Родители купили компьютер в 1996 году, я стал что-то там копаться, чтобы не просто в игры играть. На курсы какие-то ходил, в олимпиадах участвовал. А к моменту, когда надо было выбрать, куда поступать, понял, что умею только по-английски говорить и программировать — так и попал на ФИнф. В общем-то, типичный путь.

О студенчестве

— Сейчас я жалею, что в студенческие годы занимался ерундой, когда можно было искать различные стажировки. Хорошо, что занялся олимпиадами по программированию: это ведь не только дополнительные профессиональные знания. Только позже я понял, что собеседования в компаниях типа Facebook или Google состоят как раз из мелких алгоритмических задачек, которые нужно решить как можно быстрее. А это ведь ровно то, чем занимаются на олимпиадах. Жаль, что студенты по большей части считают это развлечением. Думают, что вся «научная», теоретическая часть программирования — лишнее: как же, они же уже на первом курсе научились делать простые сайты и зарабатывать этим деньги!

О «потанинцах»

— Это было очень давно, и с тех пор многие из нас добились гораздо большего, чем именная стипендия и значок в форме совы на лацкане. Компания у нас была очень дружная. Я, кстати, считался главным заводилой среди томских «потанинцев» лет пять, наверное, даже после окончания университета. Встречались мы постоянно, и это было здорово! Ведь получить сразу 19 друзей (ежегодно из университета отбирали лучшую двадцатку студентов — прим.авт.) — уникальное везение. Причем друзей, зачастую, таких, с которыми бы просто по жизни вряд ли пересекся. К примеру, как бы я, простой студент-программист, стал лучшим другом Коли Воронина (выпускника ФЖ ТГУ, потанинского стипендиата, ныне — сотрудника лондонского Би-би-си)? Да я бы и не познакомился с ним никогда, как и со многими другими.

Мне, правда, пока не доводилось пользоваться этими знакомствами в карьерном плане, хотя, наверное, это было бы несложно. Так или иначе, со многими из «потанинцев» мы по-прежнему постоянно общаемся, хоть и разъехались по разным странам — и хотя бы за это отдельное спасибо социальным сетям.

О работе

— Считаю, что такая работа, как у меня, — это достижение, чего скромничать! В Facebook пару-тройку лет назад я подавал резюме, но тогда не срослось. И вдруг они сами в январе прошлого года на меня вышли и на собеседование позвали. Так я и попал туда на работу. Оффшорным программированием я вообще курса с третьего зарабатывал. И как начал сайты делать, так до сих пор не могу остановиться. Просто с самых простых теперь вот дошел до самого популярного и влиятельного. И очень доволен: здесь я нашел именно то, чего ожидал. У меня самая лучшая работа в мире.

О Цукерберге, основателе Facebook

— Да, он обладатель миллиардного состояния. Но ничего «крутого» в нем нет. Он, в общем-то, такой же, как остальные, как все мы. И именно этим Марк вызывает уважение: обычный парень, а сумел создать такую махину, придумать идею социальной сети, фактически, перенести нашу жизнь в онлайн. Еще, конечно, нужны были изрядное мужество и упорство, чтобы на основе этой идеи построить крупную компанию. И все это — при полном отсутствии «понтов».

О семье


— С моей женой Натальей мы познакомились на факультете информатики. Она училась на год младше меня, и уже на втором курсе вышла за меня замуж — буквально за пару месяцев до моей первой потанинской стипендии. Потом Наталья тоже стала стипендиаткой фонда Потанина. Насколько мне известно, мы — первая и единственная пара стипендиатов, которые были женаты до того, как стали «потанинцами».

После выпуска Наталья работала в «Элекарде», в последнее время — директором одного из департаментов предприятия. Сейчас временно не работает, воспитывает нашу маленькую дочь Кристину, которой и я отдаю все свое свободное время.

Об Америке


— В Штаты мы с женой окончательно переехали 1 октября 2010-го, то есть больше года назад. До этого несколько раз ездили в командировки, поэтому легко адаптировались. В Америке нам больше всего нравится спокойствие и отсутствие стрессов. И гарантия соблюдения законов. Ездили с женой на Гавайи, в Нью-Йорк, до рождения дочери в Лас-Вегас часто летали. А так даже еще не всю Калифорнию исследовали, тут одних только разных парков десятки, а еще Долина смерти, Гранд каньон… Океан, опять же. Хотя океан — это просто такое изощренное издевательство: красивый, как на открытке, но купаться в нем нельзя, даже летом — холодный.

Сейчас, когда существуют соцсети и Интернет, не обязательно жить с лучшим другом в одном дворе, одном городе или даже в одной стране. Хотя чтобы выпить пива, например, нужно встречаться «живьем». К счастью, здесь мне компании для пива хватает. Народ потихоньку сюда перебирается. На 99% это программисты, конечно. Остальным тут сложнее работу найти с нашим образованием. Хотя вот Александр Анохин (выпускник ИФ ТГУ, потанинский стипендиат 2004 и 2005 гг.) защитил диссертацию в ТГУ, приехал сюда и работает в американском университете — преподает историю. Но таких единицы, конечно: программистам здесь намного легче. И конечно, надо, как минимум, английский знать, без него нормальную работу не найти.

О Силиконовой долине


— В России, по-моему, о ней больше говорят, чем тут. Здесь люди просто работают. Если говорить о Facebook, то русские здесь, конечно, есть, но немного.

Смотрите также