Против генов не попрешь?
Какое образование самое лучшее? Сегодня, выбирая, куда отправить учиться своего ребенка: в лучшие вузы и школы страны или заграницу, родители расходятся во мнениях. Между тем, есть ученые, которые уверены: современная образовательная система во всем мире не способна раскрыть человеческий потенциал полностью. А как сделать современное образование максимально эффективным, они собираются узнать в скором времени.
Причем исследования в этой сфере будут проводиться в нашем городе — не так давно ТГУ выиграл мегагрант Правительства РФ на привлечение в Томск ведущих зарубежных специалистов. Благодаря этому, на базе факультета психологии ТГУ будет создана лаборатория когнитивных исследований и психогенетики, в которой томские ученые совместно со своей коллегой из Англии Юлией Ковас приступят к уникальным даже по меркам мировой науки исследованиям.
Им предстоит изучить, как гены взаимодействуют со средой, приводя к различиям в обучаемости, и найти так называемые ДНК-маркеры. Это позволит еще в детстве выявлять у человека познавательные, эмоциональные, поведенческие особенности, составляющие его когнитивный профиль, на основе которого можно будет подобрать наиболее подходящие методики обучения.
— Не секрет, что разным людям по-разному дается обучение тем или иным предметам, — говорит Юлия Ковас. — Но наша образовательная среда игнорирует эти различия. Мы предполагаем, что у каждого человека есть свой набор генов, влияющих на способности к определенным наукам, причем каждый ген в отдельности не оказывает определенного влияния — они сильны только в совокупности. Поэтому наша задача — обнаружить эти гены, сложить их в суммарные компоненты и понять, как эти гены взаимодействуют с факторами среды, что приводит к различиям в когнитивных функциях и способностях к обучению в разных областях. Когда это удастся, система образования не будет тратить так много времени впустую.
Юлия признается, что эта проблема беспокоила ее давно. Окончив петербургский педагогический университет по специальности «Филология», она занялась преподаванием в школе. И вскоре заметила, что когнитивные способности учеников сильно отличаются. Невозможность донести до некоторых подопечных знания порой доводила молодого преподавателя до отчаяния. После изучения психологии, нейропсихологии и генетики Юлия занялась научной работой, посвященной различиям в способностях к обучению у детей и факторам, их вызывающим, под руководством профессора Роберта Пломина, профессора Института психиатрии Королевского колледжа Университета Лондона.
Очевидно, что современная система образования во всем мире не способна раскрывать потенциал людей полностью. К сожалению, образовательные программы не учитывают того, что кому-то проще дается один предмет, а кому-то — другой.
— Сегодня в системе образования происходят определенные реформы, с помощью которых их авторы пытаются нащупать эффективные методы обучения, — говорит Сергей Малых, руководитель Российско-британской лаборатории психогенетики при РАО «Психологический институт». — В частности, в России есть школы, работающие по личностно-ориентированным образовательным программам, программам индивидуального развития. То есть там пытаются учитывать индивидуальные особенности человека. Наши исследования помогут сделать такой подход максимально эффективным.
Задел в этой области у ученых есть: 16 лет ведущие ученые в области генно-молекулярных и средовых исследований изучали на близнецах, участвовавших в проекте, влияние генов и среды на различные расстройства и способности. Так называемые близнецовые исследования позволяют наиболее точно установить, как именно взаимодействуют генные факторы и среда, и как они влияют на способности к обучению. В течение семи лет в этих исследованиях участвовала и Юлия Ковас.
В России этой тематикой занимаются в Российско-британской лаборатории психогенетики при РАО «Психологический институт», а прошлом году к близнецовым исследованиям подключились и ученые факультета психологии ТГУ. Именно поэтому лабораторию когнитивных исследований было решено создать в Томске.
На ее базе в первый же год реализации проекта будет создан уникальный ресурс долгосрочных исследований в области когнитивной психологии и образования — Российский школьный близнецовый регистр. Здесь ученые собираются проводить генно-молекулярные и кросс-культурные исследования. В первую очередь, они будут выявлять у детей когнитивные профили, средовые особенности и генетические факторы, влияющие на способности к математике, а уже потом речь пойдет и о других науках.
Когда мамы и папы смогут при рождении ребенка провести генетический скрининг и узнать, какие образовательные и воспитательные методы и программы больше подходят их малышу, ученые пока говорить не берутся. Но настроены они весьма оптимистично: учитывая быстрое развитие молекулярной генетики, не исключено, что это станет возможным в ближайшее время.