1 июля, понедельник
+27°$ 85,75
Прочтений: 2902

Томичей научат писать стихи и сценарии к сериалам

Томичей научат писать стихи и сценарии к сериалам
Фото: www.gazette.com

Наверное, все мы в юном возрасте страдали графоманством. Помню, как сама писала стихи, наполненные, как мне казалось, глубокой философией и смыслом, а моя подруга, тайно влюбленная в одноклассника, по вечерам изливала чувства в прозе. А однажды, начитавшись романов, мы сели писать каждая свой. И возможно, будь у нас чуткий руководитель, понимающий в литературных делах, книги были бы уже написаны. Такие, как Инга Аверина, 27-летний литературовед, которая основала в Томске открытую литературную мастерскую.

— Только не надо путать ее с литературной студией, — сразу предупредила молодая писательница. — Против них я ничего не имею, но посиделки за кружкой чая с печеньками и разговоры о том, кто что прочитал, не научат человека писать. А моя задача именно такая — подготовить автора к серьезной работе над собственным художественным произведением.

Причем Инга уверена: можно научить писать любого человека, обладающего хоть какой-то фантазией и чувством вкуса. «А стиль всегда можно поправить», — говорит литературовед.

— Ведь существуют же музыкальные, спортивные, художественные школы, и там учатся разные люди, одаренные и не очень. Почему-то считается, что любого можно научить технике рисования или игре на фортепьяно, и после курса от людей не требуется быть моцартами или малевичами. А писатель всему должен учиться сам. Это сейчас у меня литературная мастерская, а в дальнейшем я планирую открыть именно школу, по аналогии с музыкалкой или художкой, — поясняет Инга.

Если в школе рисования новички изучают, как построить композицию рисунка, показать объем, правильно применить цвета, то в литературной мастерской учащиеся постигают основы создания художественного произведения. Для всех прозаических текстов, независимо от жанра и объема, существует свой универсальный набор приемов.

— И речь не про завязку, кульминацию и развязку, о которых нам рассказывали еще в школе — эти знания не помогут человеку написать текст. Я рассказываю слушателям о тех приемах, которые позволяют посмотреть на текст глазами писателя, а не читателя. От меня пришедшие узнают о том, что есть период ориентации, период приспособления, период активного действия, событие-импульс, фатальное событие, кризис героя — из всех этих деталей, как пазл, и складывается произведение.

Казалось бы, литература нынче не в моде. Последние опросы показали, что многие молодые люди забыли дорогу в библиотеки или книжные магазины, предпочитая им Интернет, где далеко не все знакомятся с новинками книжного рынка или читают классиков. Однако, по словам Инги Авериной, почти каждый день ей звонят люди, интересующиеся курсами писателей, а те, кто приходит на занятия, приносят написанные когда-то стихи, рассказы и даже мемуары.

— Публика ходит разношерстная — от 15 лет и старше. Самой взрослой ученице 62 года. Молодежи много, и большинство предпочитают писать в жанре фэнтези. Тем самым оправдывая слова Жванецкого о том, что «так много писателей-фантастов только у нас в России».

Работа над созданием собственного произведения начинается для всех одинаково — с формулировки темы. Человек должен хорошо понимать, о чем будет его сочинение, и желательно, чтобы объяснение укладывалось в одно предложение.

— Тема формулируется в виде утверждения, которое мы в дальнейшем и будем доказывать на протяжении всего текста. К примеру, любовь — это несчастье. Дальше мы формулируем идею: если любовь, то должны присутствовать герой и героиня; если несчастная любовь, значит, должно произойти что-то плохое. Тема начинает делиться на мелкие составные части, и постепенно мы доходим до концепта или логлайна, и переходим к работе над композицией и персонажами. В итоге люди уходят просветленными. Все направлено на то, чтобы человек встал в девять утра понедельника, взял разработанный мною план и начал писать. И не нужно ждать вдохновения — я в него, кстати, не верю. Нужно просто начать что-то делать.

Сама Инга имеет к литературе самое прямое отношение. Она начала писать еще с детства, ее рассказы не раз печатались в северской газете «Диалог», а потом ее и вовсе назначили ответственной за молодежную страничку. Но журналистика Ингу никогда особо не привлекала. «Мне не нравилось писать на заданные темы, особенно про криминал или трагедии. Я потом могла неделю переживать, расстраиваться. Поэтому, поработав в газете пару месяцев, я уволилась и уехала на Дальний Восток, отдохнуть и продолжать работу над книгой», — делится литературовед.

Кстати, книга у Инги действительно скоро выходит. По крайней мере, так ей говорят в томском отделении Союза писателей России. В книгу войдут ее рассказы и повести. Правда, выйдет издание ограниченным тиражом, не для продажи, вздыхает писательница. «На полноценную печать нужны средства, которых у меня пока нет. Но я буду над этим работать», — отшучивается девушка.

Тема продвижения произведений на курсах тоже обсуждается. Инга Аверина рассказывает об издательствах, их требованиях, делится полезными материалами и контактами, которые могут пригодиться начинающим писателям. «Также я рассказываю о том, как можно бесплатно выпустить книгу. Народ слушает, открыв рот, но я всегда напоминаю: чтобы это произошло, вы должны написать по-настоящему хорошее произведение», — делится секретами наставница.

Сам курс длится недолго — всего три занятия. Инна объясняет, что изначально обучающая программа разработана ею на три месяца — по одному-два занятия в неделю. Но ее пришлось урезать — так дешевле и для слушателей, и для Инги, которой приходится значительную часть собранных средств тратить на аренду помещения. Материалы для курса она собирала несколько лет, совмещая занятия литературой с обучением на филологическом факультете ТГПУ.

— На лекциях нам рассказывали то, что мы знали со школьной скамьи, поэтому я много времени проводила в библиотеках. А потом появился Интернет и значительно облегчил мне задачу. Я рылась в Сети в поисках информации по теории создания текста. Однажды я решила показать один свой рассказ преподавательнице, чье мнение я уважала. Она почитала и сказала: в целом неплохо, но тексту не хватает объема. Не в том смысле, что он слишком небольшой, а именно объема. Я постеснялась спросить, что это значит, и потом года два пыталась понять, что это такое. Все это время я почти не писала — желание куда-то пропало. Но потом я поняла, что имела в виду моя преподавательница, и все как рукой сняло.

Сейчас Инга Аверина пишет диссертацию на тему современной русской литературы и строит планы по развитию мастерской.

— Со временем хотелось бы запустить курсы сценаристов — многие хотели бы научиться писать ситкомы к сериалам типа «Интернов». Ну и конечно, поэтические курсы, ведь чаще всего люди приносят именно поэзию.

Смотрите также