Октябрь без надежды на справедливость
Минувший месяц, несмотря на начавшуюся избирательную кампанию, ничем значимым в политической сфере не отметился. Зато бурную реакцию томичей вызвал ряд судебных решений, в очередной раз поставивших под сомнение всю систему правосудия. Неудачными накануне выборов можно назвать решения мэрии о строительстве в спальном районе Томска опасного производства и застройке района Белого озера высотками.
Самым ожидаемым и одновременно неожиданным решением стал вердикт Верховного суда в отношении экс-мэра Александра Макарова. Когда год назад было заявлено, что жестокий приговор томского суда непременно будет обжалован, это было понятно. Надежды на Верховный суд были не просто последним шансом, который надо использовать, но и вполне обоснованными, ведь ранее высший судебный орган уже вставал на сторону обвиняемого мэра, признавая незаконным его содержание под стражей. Именно поэтому сейчас на высшую инстанцию возлагались большие надежды по пересмотру дела и изменению приговора. Однако не случилось...
После двухмесячного рассмотрения дела в Москве, причем при закрытых для СМИ дверях, последовал итог: сократить срок на четыре месяца. Причем исключительно по причине того, что за прошедший год изменилась редакция нескольких статей УК. Теперь проигравшая защита экс-мэра уповает на Европейский суд, хотя ни для кого не секрет, что пересмотром приговоров Страсбург не занимается. В свою очередь пенитенциарная система от повторения ошибок прошлых лет уже подстраховалась: Александру Макарову заранее обещано организовать в колонии даже необходимое диетическое питание.
Условными сроками за вполне реальные экономические преступления с многомиллионным ущербом томичей уже давно не удивишь. Взяточники и коррупционеры чаще всего выходят сухими из воды. После обличительных пресс-релизов правоохранительных органов и публикаций в СМИ дело уходит в суд, где обычно «спускается на тормозах». Условный приговор главе Росимущества — тому наглядный пример. Да и еще подобных примеров в системе томского правосудия можно найти много.
Но последний из них стал просто шокирующим. После того, как в последних числах сентября владелица частного детсада Галина Данько, прославившаяся тем, что отправила на скамью подсудимых одного из депутатов, сама получила суровый приговор. Казалось бы — справедливость восторжествовала. Приговор — три года лишения свободы плюс штраф 200 тысяч рублей за махинации с землей, и прямо из зала суда барышня отправилась в СИЗО.
Однако менее, чем через месяц областной суд рассмотрел кассационную жалобу осужденной и кардинально изменил приговор. Конечно, некоего снисхождения ждать следовало — например, можно было «скостить» пару-тройку месяцев, как это было сделано в отношении экс-мэра Макарова. Но решение областного суда стало крайне неожиданным для всех: судья изменил меру наказания на условную с испытательным сроком три года. И прокуратура, заявлявшая ранее, что вполне удовлетворена реальным сроком, никаких протестов подавать не стала.
Тем более дико выглядит этот приговор на фоне другого, недавнего. В конце августа была осуждена главврач стоматологической поликлиники №1 Ирина Терехова, которую обвиняли в хищении 60 тысяч рублей. Эти деньги шли на обслуживание служебной машины, но, видимо, недостаточно четко соблюдалась отчетность. Медику предъявили обвинение в мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, и дали два года условно с испытательным сроком в два года. Попытка обжаловать приговор в областном суде и доказать, что главврачу вполне по статусу пользоваться служебным авто, успехом не увенчались: в октябре областной суд оставил приговор без изменения.
Странные события происходят в последний месяц и вокруг «проекта века» — левобережной дороги. Сначала Счетная палата сообщила о выявленных нарушениях при расходовании средств, выделяемых на строительство. Правда, о сроках устранения нарушений, равно как и о наказании нарушителей ничего не прозвучало даже в ответ на вопросы депутатов гордумы. Затем мэр заявил, что стройка будет «расконсервирована» и ее продолжат в ближайшее время. Но не прошло и недели, как оптимизм городских властей поиссяк.
В начале октября власть областная в лице Оксаны Козловской затребовала с мэрии технико-экономическое обоснование проекта. Выделять без оного почти миллиард рублей для софинансирования проекта заместитель губернатора не считает нужным. Необходимость дороги всем томичам была названа надуманной, а городу предложено поискать собственные источники финансирования. Одновременно с вице-губернатором выступил и известный томский дорожник Владимир Оккель, сначала сообщивший, что готов достроить левобережку сам. А потом заявивший о незаконном продлении контракта со скандально известным «СМУ-33». Однако почти сразу мэр пресек все намерения Оккеля и заявил, что, вероятнее всего, при отсутствии средств в бюджете на строительство его вновь «законсервируют».
Но не прошло и недели, как деньги начали изыскивать. Причем в без того скудном городском бюджете и не добавляющими популярности власти способами. На очередном собрании гордумы депутаты приняли решение выделить первые в этом сезоне пять миллионов рублей на продолжение строительства. При этом выделены эти средства были не по статье «строительство дорог», а по статье «благоустройство территорий и поддержка сферы ЖКХ». О чем не преминул рассказать журналистам некогда оппозиционный депутат Александр Деев. Еще больше томичей впечатлило то, откуда были сняты необходимые на левобережку деньги. В очередной раз крайними оказались дети — большая часть из этих пяти миллионов рублей была позаимствована со статьи «содержание детских садов». И это происходит на фоне категоричного невыполнения городом многолетних обещаний устранить очереди в садики уже в нынешнем году.
Нельзя обойти стороной и разгоревшуюся накануне выборов борьбу гаишников с мэрией. Первые с завидным упорством во всех сводках происшествий теперь указывают причину аварии — недостаточное освещение. Именно это злополучное освещение и стало причиной двух громких трагедий октября, когда травмай сбил девушку, а автомобиль наехал на ребенка.
Мэрия с завидным упорством ссылается на отсутствие средств в бюджете для полноценной работы фонарей и оплату электричества. Однако после того, как Томск — город тьмы — был показан в сюжете федерального телеканала, городским чиновникам пришлось спешно менять свою позицию. Поменялись при этом и цифры: если раньше власти заявляли о 300 миллионах рублей, необходимых только на то, что зажечь два оставшихся фонаря (при дежурном режиме горит один из трех), то теперь выяснилось, что на все про все на целый следующий год хватит 160 миллионов. Затраты на полноценное освещение улиц в этом году составят всего пять миллионов рублей — ровно столько, сколько без проблем нашли на левобережку. И «что-то не отремонтировать», как пригрозил томичам мэр, принимая это решение, вовсе не обязательно.