Когда женщины «рулят»
Объясните парадокс: почему женщина — прекрасная половина человечества, умница, красавица и солнышко лесное, севшая за руль автомобиля, сразу превращается в «обезьяну с гранатой», «блондинку» и «почем права купила»?
Признаться, я сама чуть больше года назад пополнила ряды автолюбителей. Езжу себе спокойно, никого не трогаю, но нет-нет, да норовит меня подрезать какой-нибудь представитель мужского пола. Но обидно другое — побаиваются у нас женщин на дорогах, сторонятся и стараются объехать от греха подальше.
Предела мое тихое возмущение достигло после прочтения комментариев к новостям на информационных порталах. Так совпало, что недавно произошло несколько ДТП с участием женщин. Наполненные сарказмом высказывания из разряда «ну что вы, чистая случайность», «да однозначно эта курица светофор не заметила», «женщинам права выдавать нельзя» я сначала парировала. Затем ударилась во все тяжкие, защищая право женщин водить. А потом решила выяснить, как на самом деле обстоит дело с «женщинами на дорогах» в нашем городе.
Первый делом я обратилась в областное управление ГИБДД, дабы стражи дорожного порядка, исходя из личных наблюдений и статистики, объяснили, что к чему.
— Делить водителей по половому признаку нельзя, все ведут себя на дороге одинаково, — поясняет руководитель пресс-службы ведомства Виталий Аплин. — Среди обеих категорий водителей есть и те, кто «лихачит», и те, кто садится за руль в нетрезвом виде — это зависит от человека. Вообще, соотношение женщин и мужчин на дорогах — один к шести. Но среди водителей женского пола становится все больше новичков, чей водительский стаж менее двух лет. Именно они чаще всего попадают в ДТП.
Согласно статистике областной ГИБДД, в Томске с начала года зафиксировано 24 аварии, виноватыми в которых оказались женщины. При этом погибли три человека, 28 были ранены. Что касается мужчин, то за тот же период в ДТП по своей вине попали 167 мужчин, при этом 31 человек погиб, а 205 человек пострадали.
Несмотря на эти цифры, мужчины в отношении женщин не скупятся на критику.
— Первое время неопытные водители-женщины за рулем откровенно «тупят», — заявил Михаил, водитель с десятилетним стажем. — Наверное, вся разница в мировосприятии. В критической ситуации, когда нужно быстро принять решение, девушка реагирует медленно, поскольку воспринимает все эмоционально, тогда как мужчина думает головой. И еще меня бесят девушки в «образе»: мол, они такие классные, покачивают головой в такт громкой музыке, а весь салон завален мягкими игрушками. Бррр!
А вот коллега Михаила по автоцеху — Константин не был столь категоричен. Он согласился, что девушки ездят медленно и «мешаются под ногами», но при этом не наглеют, не гоняют, толерантны и добры — в общем, представляют собой образец европейского стиля вождения.
— Но над шутками про девушек за рулем я всегда смеюсь очень громко, — добавляет Константин. — И когда своей девушке помогаю парковаться по 20 минут, мне тоже смешно. И когда вижу неадекватный стиль вождения впереди едущей машины, в 80% случаев угадываю, что это женщина. А что касается аварий с участием девушек, их много, но они небольшие, потому что дамы не гоняют. А вообще, у нас проблема не в девушках, а в отсутствии культуры вождения — не дай бог заглохнешь на светофоре, все «забибикают насмерть», а самый умный еще и в окно тебе проорет матом. Так что лучше я поеду в колонне с сотней блондинок, чем с одним-единственным лихачом мужского пола.
Мнения девушек о собственной компетентности за рулем расходятся. Большая часть опрошенных признались, что до мужской техники вождения им далеко, другие напротив возмущены половой дискриминацией на дорогах.
— Я думаю, скептическое отношение мужчин к нам связано с массовым стремлением женщин научиться водить, — говорит Наталья. — А мужчинам это не нравится. Большинство из них придерживаются мнения, что нам следует дома сидеть да борщи варить. Ибо до недавнего времени автомобили были чисто мужской «фишкой», а теперь мы ее у них отбираем. Хотя лично я за рулем не особенно страдаю от чужой грубости. Бывает, некоторые водители-мужчины активно лезут из другого ряда: мол, что это я их на своем «марче» не пропускаю. А бывают и такие, что наоборот пропускают вперед и улыбаются.
Можно до бесконечности выяснять, кто прав в этом нелегком споре. Однако все можно объяснить с научной точки зрения: мужчины и женщины просто управляют автомобилем по-разному, это заложено на гендерном уровне, и нельзя сказать, что кому-то это удается хуже, а кому-то — лучше.
— Мужчин на дороге в разы больше, и поэтому автоматически женщина за рулем оказывается в центре внимания, — отмечает доцент кафедры организационной психологии факультета психологии ТГУ Валерия Петрова. — Согласно данным анализа гендерной психологии, все проблемы возникают от того, что мужчины и в жизни-то не до конца понимают женщин, а на дороге — тем более. Мужчина просто не способен предугадать, что женщина сделает дальше. Он предполагает, исходя из своей логики, а женщины ведут себя иначе, поэтому на дороге часто происходят ДТП с участием женщин. Стиль вождения у мужчин и женщин действительно разный: женщины более аккуратные, осторожные, но зато более эмоциональные. А мужчины больше склонны к риску, «лихачат» на дороге, им свойственно соревноваться друг с другом.
Так что неизвестно, кто из нас за рулем представляет более опасный элемент для общества — все мы разные и водим по-своему. Засим предлагаю отойти от стереотипов про «обезьян с гранатами» и начать относиться друг к другу внимательнее, независимо от того, за рулем вы или нет.