Наука «на пальцах»
Как часто от своих друзей и знакомых я слышу жалобы на то, что школьные знания с годами стираются из памяти. А потому даже самые привычные явления становится все сложнее объяснить доступным языком. Что же делать, вновь садиться за учебники? Но на это у многих просто нет времени. Выход нашли молодые ученые томских вузов, организовав сборный курс научно-популярных лекций «Открытая прогресс-школа». Придя на занятия, все желающие смогут вспомнить не только законы физики или события истории, но и узнать о современных достижениях этих наук. Причем расскажут вам об этих сложных вещах самыми простыми словами.
Один из авторов проекта Кирилл Половников занимается наукой практически всю жизнь. В свои 27 лет он — кандидат физико-математических наук, преподаватель и немного предприниматель. «Открытую прогресс-школу» он придумал больше года назад — из любви к науке и ее правильной интерпретации.
— Еще в школе мне не хватало тех знаний, что давали на уроках. Поэтому приходилось искать дополнительную информацию в книгах, научно-популярных фильмах. Тогда их еще можно было смотреть — сейчас нет. Потому что показывают в основном откровенную чепуху, выдавая ее за научные факты, — поясняет Кирилл. — Помню, зашел в гости к родителям и увидел по телевизору очередной псевдонаучный «шедевр». Диктор голосом, как из американского блокбастера, рассказывал, что раз у всех элементарных частиц есть античастица, то и у каждого человека есть двойник в параллельном мире. И что ученые это доказали. Я как ученый понимаю, что это бред. А остальные люди поверят, ведь что сказано по телевизору, то не может быть неправдой.
На сей счет, говорит Кирилл, в ученых кругах ходят свои шутки и даже комиксы. Например, аспиранты Стенфорда нарисовали схему того, как научный факт становится околесицей. «Выглядит это так. Ученый написал статью о том, что из факта А при условии B и предположении С возникает некая связь с эффектом D. Затем пиар-служба вуза заявляет: ученые установили, что А связано с D при некоторых условиях. Далее в Интернете пишут: ученые доказали, что из А автоматически следует D. В новостях обсуждают, как это открытие повлияет на репутацию Абамы перед выборами. А потом показывают бабушку, которая рассказывает, как можно защититься от D народными средствами».
Но задача «Прогресс-школы» состоит не только в развенчании околонаучных мифов, говорит Кирилл Половников. Главное — показать, как далеко ушла та или иная научная дисциплина в наше время.
— Сегодня в школе ту же физику подают очень узконаправленно. Там рассказывают про законы Ньютона и другие основополагающие вещи, но это все 19 век. C тех пор картина мира сильно изменилась, а школьный курс — почти нет, — вздыхает молодой ученый.
Первые занятия в «Прогресс-школе» прошли год назад. Кирилл и его единомышленники решили опробовать авторские курсы на своих знакомых, желающих обновить багаж знаний в области физики, биологии, истории и философии. Опыт получился удачным, после чего ребята решили продолжить эксперимент в рамках единого проекта.
— Суть в том, чтобы не только представить каждую науку в отдельности, но и показать междисциплинарные связи. А они прослеживаются очень четко. На этой неделе мы презентовали школу, и каждый лектор представлял свой курс. И оказалось, что историк ссылается на психолога, психолог — на философа, философ — на биолога, а тот — на физика... И эта связь рождается не через методологию, а через идеи.
Кстати, о лекторах. Все они — молодые ученые из разных томских вузов, занимающиеся исследованиями каждый в своей области. «Что примечательно: все ребята восприняли мое предложение поучаствовать в проекте положительно и с радостью взялись за работу. Хотя речи об оплате не шло — все мы работаем за идею», — улыбается Кирилл.
Сам он будет вести курс по физике. В том числе планирует рассказать о теме, которую изучает в настоящее время.
— Сейчас мне интересны суперсимметричная квантовая механика и суперсимметричная теория поля, — начинает Кирилл, но замечает мои округлившиеся глаза и быстро меняет тон. — Эти направления имеют отношение к теории суперструн — фундаментальному направлению в физике. Когда есть одна теория, описывающая взаимодействие четырех сил во вселенной: электромагнитной, гравитации, а также сильного и слабого взаимодействий — это составные ядерных реакций. Впервые об этом заговорил Эйнштейн, но описать эту теорию ему не удалось. Теперь его задумку пытаются воплотить современные ученые. В том числе я.
Кстати, о своих научных изысканиях в этой области Кирилл собирается поведать и тем, кто придет на его курс. Но обещает сделать это в максимально доступной форме.
— У многих есть стереотип, что физика — это математические выкладки в три этажа и сложные формулы. Но по сути физика — это не формулы, а идеи. Ведь изначально ученые подумали о том, что скорость света постоянна, а уже потом доказали это путем различных вычислений. Чтобы продемонстрировать это на прошлом курсе, я сказал ребятам, что за шесть занятий использую всего десять формул. В итоге мне хватило трех. Вообще же, я уверен: если человек в чем-то разбирается, то ему не составит труда объяснить это и своей бабушке. Я на своей бабушке не тренировался, зато постоянно что-то объяснял своим друзьям. Например, что такое корпускулярно-волновой дуализм, — смеется Кирилл.
Самое главное, убежден один из основателей «Открытой прогресс-школы», — чтобы человеку было интересно узнавать об окружающем его мире что-то новое. И здесь не существует ни возрастных, ни социальных рамок.
— Среди тех, кто пришел на первые занятия год назад, были и школьники, и студенты, и пенсионеры. Кстати, женщин было даже больше, чем мужчин, хотя есть мнение, что слабому полу наука малоинтересна.
Поскольку нынешние курсы стартуют в формате «Открытой прогресс-школы» впервые, решено было расширить перечень дисциплин, которые будут преподавать молодые лекторы. Теперь курсов стало семь: физика, биология, история, психология, философия, информатика и искусственный интеллект, а также мировая политика. Все эти науки, убежден Кирилл Половников, являются основополагающими для формирования мировоззрения современного человека. А этого так не хватает нынешней молодежи.
— Я сам преподаю и ощущаю, как с каждым годом усиливается разрыв между очень слабыми и очень сильными студентами. Последних, к сожалению, становится все меньше. Между прочим, футурологи говорят, что в ближайшем будущем общество будет делиться не по материальному, социальному или национальному признаку, а по интеллектуальному. Помните? Кто владеет информацией, тот владеет миром. Но недостаточно просто владеть информацией — нужно уметь ею пользоваться. И наши курсы в этом плане весьма пригодятся.
Ценовая политика в «Прогресс-школе» определяется просто — поход на занятия не должен стоить дороже, чем билет в кино. А тем, кто решится пойти не на одну, а сразу на несколько дисциплин, заплатит еще меньше.
— На Западе проекты, подобные нашему, давно стали нормальной практикой. Там профессор даже самого престижного вуза не считает зазорным читать научно-популярные лекции для всех желающих. У нас же профессор — это какой-то небожитель, который не снизойдет до популяризации науки. Хотя запрос от общества есть. О чем говорит и количество проданных на наши курсы билетов.
Сама «Прогресс-школа» откроет свои двери с 25 сентября. В этот день все желающие смогут прийти на круглый стол с лекторами. Они должны будут представить каждый свою дисциплину и ответить на каверзные вопросы друг друга. Дискуссия пройдет в офисе на Вершинина, 6. Начало в 10:00. Вход свободный.
Сами курсы продлятся две недели. По будням занятия будут проходить после семи вечера, а по выходным — в течение всего дня. При этом расписание составлено так, чтобы занятия на разных курсах не пересекались. Это на случай, если кто-то решит посещать все дисциплины сразу. На лекциях можно будет не только послушать преподавателя, но и высказать свою точку зрения, задать вопрос или подискутировать.