Волки сыты, а овцы…

- Здравствуйте. Вы здесь припарковались, выходите из машины. А Вы знаете, что парковка здесь запрещена?
- Как запрещена? А знак где?
- Там где-то висит…
- Вот и пусть висит! Я его не видел – они бы его повесили ещё в кустах. И это… сделали тут, значит, дорогу, а машину-то поставить негде! Пусть сначала парковку сделают, а потом знак вешают.
- Вы здесь часто ездите?
- Нет. Тут неудобно. Я сюда по делам приехал – вот и пришлось поехать. (нервно достаёт сигарету, с третьей попытки закуривает) Так я, когда поворачивал с Ленина сюда – я ехал со стороны Лагерного [сада – прим. автора], я минут 10 стоял на повороте на площади Ленина! Там пробка! А ведь сейчас лето…
- Власти говорят, что К. Маркса сможет частично разгрузить проспект Ленина…
- А, этот, Николайчук, что ли? Слушайте, Вы же там, журналисты, общаетесь с ним [с Н.А.Николайчуком – прим. автора] и кто у них ещё там… Вы им, это, передайте, чтоб они другими делами занимались. У нас и без проспекта Ленина проблем навалом! Вон, мусор кругом [показывает на свалку около проезжей части]. Я уже 15 лет за рулём, я этот город знаю как свои пять пальцев! Да никто в этот «карман» на К. Маркса не поедет, понимаете? Все при выезде на Ленина встанут – почти как я там поворачивал! С Гагарина какую-то х***тень сделали – и что, много народу поехало по Крылова вместо Ленина?! Да я Вам по пальцам пересчитаю! Я вон там как-то ехал – смотрю направо, когда на Батенькова выезжал – так в меня чуть 28-ой маршрут не въехал. Новаторы, блин… Ну всё, я уже опаздываю, извините.
- А как вас зовут-то?
- Да напишите – Анатолий.
Вот такой незамысловатый разговор. Помянул Анатолий – если это его настоящее имя – недобрым словом исполняющего обязанности мэра Томска Николая Николайчука. А он вчера, между прочим, руки сложа не сидел – взял да и проверил со своей мэрской «командой» итоги обустройства проезжей части на ул. К. Маркса. И назвал сие мероприятие громким словом «обход». Зачастил что-то Николай Алексеевич с обходами и объездами… И куда ни придёт, везде найдёт повод поругаться. Вот и на К. Маркса нашлись поводы повысить голос, и, красуясь перед телекамерами, дать указания «нерадивым» подчинённым.
На обустройство улицы уже потратили 10 миллионов рублей из 15 запланированных. Не везде перенесли забор Центрального рынка, остался незакатанным в асфальт участок дороги – не хватило денег, посетовал директор ДДСиБ Владимир Оккель. И тут же заверил и.о. мэра, что если средства не появятся, то «ничего страшного», заасфальтируют в следующем году. Если не забудут – добавил я про себя.
Не понравилось Николаю Алексеевичу то, что нерадивые водители тут же облюбовали новую улицу под стоянку для своих автомобилей: «Какой знак стоит? Стоянка запрещена. И все стоят. В том числе и мы подъехали – и встали сюда. Вот эти машины с нарушением правил стоят!». Ответ подоспевшего заместителя начальника ГИББД Евгения Васильева был прост: «Томичи по привычке двигаются по проезжей части, водители паркуются в несоответствии с табличками, указанными на знаках. С завтрашнего дня здесь будет выставлен экипаж ГИБДД». Поживём – увидим…
Особо возмущался Николайчук «неприглядным видом» забора Центрального рынка и фасадами кафе, выходящих на ул. К. Маркса. И ржавые листы железа на ограде висят, и кафе такие, что «в сельской местности – и то нельзя такое содержать, не то, что в центре города». И.о. директора департамента недвижимости Вячеслав Черноус средство избавления от ржавых пятен уже заготовил – всю эту, с позволения сказать, порнографию закрыть забором и обшить его сайдингом. Дешево и сердито. С другими закусочными поступят ещё проще – перенесут на Центральный рынок. Дескать, кто кушать захочет, зайдёт туда.
Я решил проверить эту мысль Николайчука и подошёл к продавцу шашлыков Светлане:
- Как Вы относитесь к предложению и.о. мэра переместить шашлычные вглубь Центрального рынка?
- Да никак, это плохая идея. У нас же дым, одежда вся у продавцов пропитается. И потом, у нас же тут искры летят. Представьте, попадёт искра на одежду… Да это же по пожарной безопасности не проходит, что Вы!
- А если всё же переместят, пойдут ли Ваши клиенты на рынок, чтобы у Вас покушать?
- Нет. Однозначно нет! Народу надо видеть. Если он идёт мимо – она нас видит и покупает. Никто нас нигде искать не станет!
Одну минуту из 16 минут обхода Николай Алексеевич потратил на споры о том, что около рынка нужна клумба. Ну, никак без неё не обойтись, считает и.о. мэра, именно она должна помочь благоустройству улицы.
По окончании «обхода» Николай Николайчук решил подвести итоги сего мероприятия для журналистов: «Итоги простые. Открыли улицу, отремонтировали, так она около 20% потока взяла с проспекта Ленина». И тут же и.о. мэра озвучил планы на будущее: «Первое, что мы собираемся сделать – Плеханова. Рынок на Плеханова – вопрос очень важный. Улица должна быть открыта, потому что эти павильоны стоят на проезжей части, более того, они стоят на коммуникациях. Это полнейшее нарушение!». Интересно, а сколько ещё павильонов в городе стоят на коммуникациях? Их тоже уберут?
Вторил Николайчуку и победитель в войне с предпринимателями на ул. К. Маркса и.о. директора департамента недвижимости Вячеслав Черноус: «Сейчас мы занимаемся Дзержинским рынком. В августе мы начинаем публичные слушания по строительству там торгового центра. Следующий – рынок на Бердской – там мощная оптовая база, но благоустройство оставляет желать лучшего. Будем решать вопрос об участии бизнеса и города в строительство ливнёвой канализации и создании там ещё одного мощного торгового центра. По Плеханова: мы работаем с собственниками павильонов по дальнейшему освобождению этой территории от павильонов и открытию проезжей части…»
Итак, Томск снова ждут рыночные баталии с участием так называемой «новой команды мэрии» с одной стороны, и предпринимателей рынков – с другой. На кону – проезжие части, которые вроде бы помогут разгрузить центральные улицы Томска, и рабочие места для сотен предпринимателей и продавцов, только теперь с других рынков.
Одна деталь: вчера Вячеслав Черноус заверил журналистов, что 100% предпринимателей с рынка на К. Маркса нашли себе места на других рынках. Для того, чтобы опровергнуть бравые 100%, мне понадобилось сделать всего несколько шагов по Центральному рынку:
- Здравствуйте. Как Вас зовут? Как торговля?
- Да никак! Зовут меня Надежда Васильевна. Привезли вот товар, и теперь стоим с ним. Ничего продать не можем. Нашли вот тут местечко – мы раньше торговали на К. Маркса – и всё. Там люди шли, покупали вот эти мелочи [показывает на тапочки и носовые платки – прим. автора]. А теперь за ними вглубь рынка никто не идёт…
- А все ли ваши коллеги с рынка на К. Маркса смогли найти себе работу?
- О, вряд ли… Например, бытовой химией рядом с нами торговала женщина – немолодая, такой возраст, что нигде нас не берут: ни в магазины, никуда. Она теперь сидит дома. Не смогла найти себе места. А ведь кормить-то её некому, она сама кормит…
Сергей Леваненков