3 июля, среда
+24°$ 87,99
Прочтений: 7601

Пикет против семи лет (фото)

Пикет против семи лет (фото)
Фото: vtomske.ru

В Томске редко проходят акции в поддержку заключенных. Последняя проводилась прошлым летом — тогда томские активисты требовали освободить экс-главу «ЮКОСа» Михаила Ходорковского. Год спустя на Новособорной вновь прошел пикет в поддержку приговоренного к тюрьме. На этот раз он был посвящен не политзаключенному, а простому парню из Нового Уренгоя. Приехав в наш город учиться, Денис Калужский оказался в эпицентре событий, к которым, по заверению родственников и близких, он не причастен.

Приговор Денису вынесли в конце апреля. Суд приговорил его к семи годам тюрьмы за преступление по статье 111 ч. 4 — «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». По версии следствия, Денис выстрелил из травматического пистолета в мужчину, который на сутки снял квартиру в этом же доме. В итоге пострадавший скончался. Однако сам молодой человек и его девушка, которая находилась с ним в ту злополучную ночь, эти обвинения отвергают.

Марина Пархоменко встречается с Денисом несколько лет. Вместе они снимали квартиру в доме на Фрунзе, 119е, где и произошла трагедия. По словам девушки, в ту ночь они с Денисом поздно возвращались из гостей. По дороге зашли в магазин — молодой человек купил ей цветок. На пути к подъезду их окликнул незнакомый мужчина, который курил на балконе. Поскольку было очень темно, пара не смогла разглядеть ни лицо человека, ни во что он был одет. На вопрос, что ему нужно, мужчина выругался матом и посоветовал идти, куда шли. Придя домой, Денис и Марина собрались ложиться спать, как вдруг услышали на улице странный хлопок. «С балкона разглядеть ничего не удалось, поэтому мы подумали, что опять кто-то запускает фейерверки. Потом мы пошли спать», — рассказывает Марина.

— Наутро пришел милиционер, спросил, не слышали ли мы ночью странный шум. Мы сказали, что был хлопок. И только потом узнали, что во дворе нашего дома убили человека. Через несколько дней нас пригласили на дачу показаний.

В итоге дача показаний затянулась с десяти утра до трех часов ночи. При этом, говорит Марина, ее, Дениса и их соседа по квартире представители милиции оскорбляли и заставляли во всем признаться. «Говорили, что убитый — тот самый мужчина с балкона. Но как они определили, что это именно он, непонятно. Ведь мы его не смогли разглядеть в темноте, к тому же, балкон располагался на уровне второго-третьего этажа, то есть довольно высоко», — вспоминает девушка.

По ее словам, совсем скоро Дениса из свидетеля переквалифицировали в главного подозреваемого.
Причем единственного — следователи почему-то не разрабатывали другие версии произошедшего, говорит Марина. Хотя она не исключает, что убийца мог быть среди гостей на свадьбе, которую в ту ночь праздновали в их подъезде. Присутствовавшие явно налегали на спиртное, и не исключено, что между убитым и кем-то из нетрезвых гостей могла приключиться ссора, окончившаяся трагедией.

— Как мы потом узнали, погибший снял в нашем доме квартиру на сутки. Вместе с ним там находились еще трое: парень и две девушки. В ходе следствия они давали показания, причем каждый раз их смысл менялся. Но на этом следователи почему-то не заострили внимание. Возможно, это связано с тем, что мама одной из девушек занимает высокий пост в милиции, — отмечает Марина.

Она добавляет, что это — лишь малая часть странностей, с которыми они столкнулись в ходе расследования. К примеру, адвокаты Дениса запрашивали видео с камер наблюдения, установленных на соседних домах. В ответ им было заявлено, что пленка изъята, а потом оказалось, что этого не было сделано, а записи уже утеряны. Также, говорит Марина, на камере в цветочном магазине видно, во что был одет Денис. Но в милиции изъяли совсем другую одежду, на которой якобы были обнаружены следы пороха. Откуда он там взялся, девушка не знает, зато ей известно, что у Дениса никогда не было ни травматического, ни какого-либо другого оружия. Кстати, орудие убийства следователи так и не нашли.

— До последнего и Денис, и мы были уверены — никакого приговора не будет. Адвокаты подпитывали эту веру заявлениями, что дело стопроцентно выигрышное, потому что все доказательства косвенные. Так, один защитник после вынесения решения суда заявил, что впервые за 20 лет его практики кого-то посадили на основании непрямых улик.

Семь лет тюрьмы — это известие для родственников и близких Дениса стало шоком. В то, что он мог убить человека, не верит никто. Об этом говорили и друзья Дениса, которые пришли на пикет с плакатами в поддержку своего друга. Каждый охарактеризовал Дениса как доброго, отзывчивого человека, который не способен кого-то обидеть, а тем более убить. С этим согласны и в ТУСУРе, где учился молодой человек. По словам Марины, в вузе Денису дали самые положительные характеристики и посоветовали добиваться правды всеми возможными способами. В том числе — путем обращения к депутатам из ТУСУРа — Буинцеву и Уварову.

Зато на акцию пришла мама Дениса, Любовь Ивановна Калужская. Ради сына она бросила работу, дом и поехала за три тысячи километров в Томск. По ее мнению, следствие велось из рук вон плохо, что и привело к тому, что Дениса приговорили к семи годами заключения за то, чего он не совершал. Неважно сработали и адвокаты, которые уверяли, что выиграют дело. В итоге Дениса защищали сразу три адвоката — чтобы нанять их, семье пришлось брать кредиты. «А кончилось тем, что один вообще не пришел на процесс», — говорит Любовь Ивановна. Посоветовавшись со знакомыми, женщина решила ехать в Тюмень, за другим защитником, которого характеризуют как одного из сильнейших в стране.

— Конечно, сразу надо было проводить собственное расследование, — говорит мама Дениса. — Но кто знал, что все так закончится. До последнего мой сын находился на свободе, до самого приговора. Он был уверен, что невиновен, и даже попросил не приезжать на вынесение решения в Томск. Сказал, сам скоро приедет. А вышло все по-другому…

— Понимаете, ведь в такой же ситуации может оказаться любой человек, — продолжает она. — Денис хотел помочь следствию, а в итоге сам оказался на скамье подсудимых. Получается, от произвола никто не застрахован. Нам даже не дали использовать результаты независимой экспертизы на детекторе лжи, которая показала, что он говорит правду, отрицая причастность к этому преступлению. А первый тест на детекторе, говорят эксперты, был проведен с нарушениями методик. По ним в течение двух-трех часов человек должен ответить на шесть-десять вопросов, а тут за час ему задали 72, каждый по разу. И остальные наши ходатайства также были отклонены.

Если в Томске прошел скромный пикет, на котором участникам даже не разрешили собирать подписи в поддержку Дениса, то в этот же день в Новом Уренгое провели полноценный митинг, на который пришли все, кто знал парня. Близкие Дениса надеются не только на кассацию в областной суд и общественное мнение, но и на программу «Человек и закон», журналисты которой уже заинтересовались данным уголовным делом.

Смотрите также