Почему томским властям не нужны дети?
Второй год в нашем городе действует новая система распределения путевок в детские лагеря, и второй год тысячи ребятишек остаются без летнего отдыха. В прошлом году чиновники объясняли: новые правила игры были придуманы поздно, адаптироваться к ним муниципалитет не успел. Обещали, что в следующем году обязательно будут учтены все ошибки, и родители просто будут получать сертификаты с правом их «вложения» в любой понравившийся лагерь. Но вместо этого сократилось и число выдаваемых городским детям путевок, и число «разрешенных лагерей».
Отдавая на откуп регионам право самостоятельно распределять путевки, федерация рассчитывала в первую очередь на то, что детский отдых станет доступнее. Ведь не секрет, что под прежнюю схему финансирования через Фонд социального страхования не попадали как дети военнослужащих и милиционеров, так и дети индивидуальных предпринимателей, даже если последние исправно платят все положенные взносы. Именно поэтому и было решено: на местах виднее, кто больше нуждается в путевках, и право распределения было отдано регионам.
В Томской области с прошлого года все путевки поделили на две части. Первая — это путевки для детей-сирот и находящихся под опекой, для детдомовцев и «трудных» подростков, а также путевки в санатории. Ими распоряжается департамент по вопросам семьи и детей и здесь особых проблем вроде не возникает.
Все другие родители должны получать путевки через муниципалитеты. В городе, где спрос на загородный отдых для детей традиционно велик, выдачей путевок занимается «Хобби-центр». А правила игры определяет муниципальная межведомственная комиссия, возглавляемая заммэром по социальной политике Алексеем Балановским.
В прошлом году всего на городских детей, не являющихся сиротами и малоимущими, было выделено чуть меньше двух с половиной тысяч путевок, в этом году — 2600, из которых 800 штук были запущены в свободную продажу через «живую» очередь. Если учесть, что число детей школьного возраста, имеющих право на путевку, составляет около 45 тысяч, получается, что отдохнуть летом смогут лишь 5% из них. Как выглядят эти томские цифры на фоне других регионов, где за лето отдыхают минимум половина всех школьников, томские власти не интересует.
До того момента, как полномочия Фонда социального страхования были переданы местной власти, в области за лето отдыхали от 80 до 90 тысяч детей, минимум половина из которых приходилась на город. Сейчас же даже крупные предприятия получают вместо прежних несколько десятков путевок две-три. Но самое интересное, что дети сотрудников при этом лишаются права приобрести ту самую путевку, за которой 18 марта очередь у «Хобби-центра» начала выстраиваться в шесть часов утра.
— Могу ли я получить путевку в лагерь в порядке «живой» очереди на ярмарке путевок 18 марта? У нас на предприятие с численностью 300 человек выдали всего три путевки и отдали их начальникам. Получается, если я работаю на большом предприятии, то мой ребенок вообще никак в лагерь поехать не может? Только за полную стоимость? — этот вопрос задает Наталья Александровна на сайте департамента образования.
— На ярмарке-продаже будут обслуживаться только физические лица, не имевшие возможности подать заявку в рамках коллективной через профсоюзную организацию или от учреждения и предприятия. Таков предусмотренный распорядок реализации путевок в соответствии с решением городской межведомственной комиссии, — отвечает обеспокоенной маме начальник департамента Ольга Васильева.
Отдельно стоит сказать о путевках в детские лагеря, расположенные в других регионах. В прошлом году чиновникам даже в голову не приходило, что родители ребенка могу пожелать отправить его не в Аникино или Калтай. Поэтому получить путевку в «посторонний» лагерь было сложно, но можно. Родители самостоятельно созванивались с нужным лагерем, высылали факсом различные документы, и деньги переводились на счет выбранного для ребенка лагеря.
Родителям было обещано, что в этом году схема упроститься, и мы пойдем тем путем, которым пошли другие, менее бюрократически подкованные регионы, выдавая родителям сертификаты. Именно по этой схеме сегодня работают в большинстве российских городов. Получив сертификат стоимостью около десяти тысяч рублей, родители могу «вложить» его в любой лагерь — хоть в черноморский, хоть в столичный. Остается только доплатить необходимую сумму самим.
Сертификаты, действительно, ввели. А вместе с ними — и ограничения, которые запрещают родителям использовать сертификат для приобретения путевки не только в «чужие» лагеря, но даже в половину томских. Сравним: в общем писке лагерей насчитывается около 35 стационарных лагерей и порядка 25 палаточных. Комиссия под председательством Алексея Балановского разрешила покупать путевки всего в 14 из них, затем список дозволенных мест возрос до 20. Понятно, что ни уникального палаточного лагеря на Японском море, где дети занимаются дайвингом, ни горных альпинистских лагерей в этом перечне нет. «Выбирали по конкурсу те лагеря, которые соответствуют ГОСТу», — пояснил директор «Хобби-центра» Максим Савенков.
Но тогда получается, что единственный лагерь, проводимый под эгидой «Единой России», — «Томская застава» — не соответствует требованиям? Прокомментировать эту несуразицу до сих пор никто из чиновников не может. В прошлом же году они не скрывали, что основная цель — не обеспечить томских детей качественным отдыхом, а обеспечить наполняемость томских лагерей, во многие из которых ребятишек приходится загонять силой.
— В отношении приобретения путевок в лагеря других регионов мы получили установку обязательно задействовать, в первую очередь, сеть областных оздоровительных лагерей. Замгубернатора Владимир Самокиш поставил четкое условие: не допустить, чтобы хоть один лагерь мы потеряли, — так в прошлом году объяснила лагерную дискриминацию замначальника департамента образования Светлана Постникова.
Такая же, установка, только в еще более жесткой форме, видимо, прозвучала и нынче. Иначе, чем можно объяснить, что из списка выкинули все пользующиеся огромным спросом лагеря, практикующие активный отдых, а не лепку-рисование.
Теоретически, для детей, выбирающих целевые смены вне списка рекомендованных-разрешенных лагерей, есть выход. Купить туда путевку самостоятельно, а после окончания оздоровительной кампании, получить за нее компенсацию. Но это возможно при выполнении одного условия: путевку нужно покупать уже сейчас, потому как компенсации также выдаются в порядке сформированной «живой» очереди и при наличии в муниципалитете свободных средств.
— Маловероятно, что неиспользованные средства останутся, но вы все же пишите заявление, — говорит Максим Савенков.
А еще родителям, не согласным с такими правилами игры, рекомендуют писать письма на имя Балановского. Авось, заваленный жалобами, он что-то услышит и что-то поймет. Иначе уповать придется на министра соцразвития, пообещавшую приехать в Томск уже в мае, на очередной Инновационный форум. 5% «право имеющих» и отдыхающих детей все же пока не стали общероссийской нормой.