3 июля, среда
+24°$ 87,99
Прочтений: 5462

Оккель придумал новый способ доказать свою правоту

Оккель придумал новый способ доказать свою правоту
Фото: tnews.tomsk.ru

На этой неделе завершилась доследственная проверка, результатов которой многие томичи ждали с нетерпением. Но больше всего их ждал один томич — экс-директор департамента капстроительства Владимир Оккель. Именно он инициировал обращение в Генпрокуратуру на предмет противоправных действий со стороны мэра Николайчука. В частности, Владимир Германович утверждал, что градоначальник заставлял его заплатить генподрядчику строительства левобережной дороги, «СМУ-33», 178 миллионов рублей. Хотя, по мнению Оккеля, фирма этих денег не заработала. Заявление направили в Отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области. Правда, ничего преступного в действиях мэра следователи не усмотрели.

— Мы провели масштабную проверку. Чтобы изучить все документы — а это десять томов, потребовался месяц, — рассказывает замруководителя отдела по расследованию особо важных дел областного следственного комитета Сергей Миронов. — Кроме того, мы опрашивали представителей мэрии, подрядчика. И пришли к выводу, что состава преступления по статье 285, то есть «злоупотребление должностными полномочиями», в действиях Николайчука нет.

Для пояснения Сергей Миронов показывает материалы, использованные при проверке заявления экс-руководителя департамента капстроительства.

— Суть в том, что в 2008 году ведомство Оккеля заключило госконтракт со «СМУ-33» на сумму 2,8 миллиарда рублей, на основании госэкспертизы. Позже провели вторую экспертизу и выяснили, что стоимость проекта завышена. В СМИ звучала цифра в 500 миллионов. Но тут стоит оговориться. Речь шла о том, что первоначальная цена аукциона составляла 2,8 миллиарда. А откорректированная стоимость была меньше — около 2,6 миллиарда. Вторая экспертиза проводилась с учетом новых рыночных реалий, поскольку первоначальный проект разрабатывался еще в 90-е годы. После корректировки суммы в 2,6 миллиарда проект подешевел на 300 миллионов.

К тому времени генподрядчик вовсю выполнял обязательства по договору. Об изменениях стоимости проекта в «СМУ-33» узнали, когда департамент перечислил деньги за работы, выполненные в 2009 году.

— Фирма должна была получить 750 миллионов, а ей заплатили на 178 меньше. Естественно, подрядчик с таким поворотом событий не согласился. Ведь в договоре не было пункта, по которому департамент мог изменить цену в процессе строительства. К тому же, были подписаны все акты приемки работ, оговорена их стоимость.

Тогда Владимир Оккель обратился в суд с требованием принудить «СМУ-33» подписать новый договор, по уменьшенной цене. Но суд в удовлетворении иска отказал.

— В результатах первой экспертизы говорилось, что 2,8 миллиарда — это цена на стадии обоснования инвестпроекта, а на рабочей стадии ее нужно пересчитать в связи с новыми реалиями рынка. Пересчет нужно было делать на момент заключения контракта. Или же прописать в договоре пункты, согласно которым в ходе реализации проекта можно было изменить стоимость работ. Этого сделано не было, — говорит замруководителя отдела по расследованию особо важных дел областного следственного комитета.

Образовавшуюся перед подрядчиком кредиторскоую задолженность в 178 миллионов Николайчук требовал проплатить. Но Оккель был убежден, что раз проект подешевел, все нужно пересчитать, и отказывался выполнять поручения мэра, говорит Сергей Миронов.

Чем закончилось их противостояние, известно: главу департамента уволили, а и.о. руководителя ведомства Мельников проплатил долг перед «СМУ-33». Но сразу за этим последовало обращение в суд на предмет возврата 118 миллионов — проверка счетной палаты показала нецелевое использование этой суммы. Якобы на столько была завышена стоимость песка. Правда, департамент пытается вернуть не 118 миллионов, а 109 — по ним подрядчик не представил необходимую документацию. Если этого не произойдет, он обязан вернуть оспариваемую сумму.

По словам представителя отдела по расследованию особо важных дел областного следственного комитета, было отказано не только в возбуждении уголовного дела в отношении мэра, но и в отношении Владимира Оккеля — его могли привлечь по 306 статье, «заведомо ложное сообщении о преступлении».

— Он не имел злой умысел оговорить человека, а действовал, находясь в добросовестном заблуждении, что 178 миллионов подрядчику не нужно платить в связи с удешевлением проекта, — пояснил позицию следователей Сергей Миронов.

В телефонном разговоре Владимир Оккель заявил, что недоволен исходом проверки.

— Может, я заявление не так написал? — отшучивался экс-глава департамента капстроительства.

На вопрос, будет ли он инициировать новые обращения в прокуратуру, Владимир Германович ответил, что слишком устал для этого. Однако заявил, что придумал, как убедить всех в своей правоте.

— Я буду участвовать в конкурсе по левобережке в качестве подрядчика и докажу, что объект можно построить на 400 миллионов дешевле. Для этих целей я открыл свою фирму и начинаю работать.

Так или иначе, но на этом дело не заканчивается. Сейчас все зависит от решений арбитражного суда по двум искам, где фигурирует имя Оккеля: это иск мэрии к «Водостоку» и иск департамента капстроительства к «СМУ-33».

В первом случае мэр заявлял, что «Водосток» получил часть бюджетных средств необоснованно, но в городском отделе СУ СК отказали в возбуждении дела за отсутствием состава преступления. Между тем, сейчас «Водосток» выступает ответчиком по иску департамента городского хозяйства. Не исключено, что решение суда может повлиять на позицию следствия.

Но больше всего на позицию следствия может повлиять решение по иску к «СМУ-33» на 109 миллионов — сейчас процесс в стадии досудебных заседаний. Если суд удовлетворит иск департамента, тема будет исчерпана. А если нет, возникают определенные вопросы о том, как заказчик оформлял контракт, если цена грунта завышена на целых сто с лишним миллионов.

Смотрите также