Февраль «отметелил» власти пикетами
В феврале в Томске и во многих других городах страны политологи зафиксировали рост протестных настроений. Правда, пикеты, весь месяц не дававшие передышки властям, были посвящены не столько политическим, сколько бытовым проблемам. Однако именно эти проблемы, по заявлению нашего губернатора, станут причиной того, что всех «сметет волной народного гнева».
Стоит заметить, что предреволюционную обстановку в России еще полтора года назад спрогнозировали высшие милицейские чины. Тогда они предупредили власть, что силовики, как ни велико их противостояние с народом, стрелять в людей на улицах и площадях не будут. Но в то время тревожных симптомов в обществе власть не увидела или увидеть не захотела. Сейчас же о грозящей России революции не говорит только ленивый. И даже наш губернатор высказался на эту тему.
Так, 3 февраля в своем послании областной думе он прямо заявил, что протестные настроения весьма сильны. Накануне выступления главы региона областные власти провели социологическое исследование среди жителей Томска, Северска и Томского района. 70% опрошенных уверены, что кризис еще не закончился.
— Более того, самые проклятые российские вопросы — ЖКХ, жилье, бедность, дороги, нехватка детских садов, генетическое иждивенчество населения — кризис только обострил. Или мы с вами вместе постепенно будем их решать, или нас сметет волной народного гнева. Думать, что удастся свалить на запасной аэродром где-нибудь в Испании или Черногории, глупо, — заявил Виктор Кресс. И озвучил причины, благодаря которым, по его мнению, «температура общественного недовольства очень высока». В первую очередь, это «пропасть между олигархами и народом, между чиновниками и обыкновенными людьми».
Прошедшие в феврале пикеты еще больше обеспокоили власть. Массовыми их, конечно, не назовешь — разве что обманутые дольщики смогли собрать около сотни участников и выйти на диалог с властями. Правда, ответ последних прозвучал просто издевательски. Обманутый строителями народ выражал недовольство Шатурным, Анохиным, Подгорным — всеми, кто курирует в области строительную сферу. Под крики «ура» и аплодисменты обманутых дольщиков был уволен Подгорный. А позже выяснилось, что чиновник передумал. Якобы после беседы с губернатором, который убедил его в собственной ценности.
Остальные протестные акции — хоть от коммунистов, хоть от ЛДПР — вообще напоминают отчетно-показательные мероприятия. Количество участников равно количеству партийных флагов, требования и лозунги повторяются на протяжении последних пяти лет. Студентов-бесплатников (уже давно участники всех пикетов поделены на оплачиваемых и добровольцев) на них замечено не было. Потому понять, откуда растут ноги у такой тревожащей власть статистики, сложно. А перерастут ли эти возгласы народного недовольства в нечто большее, станет понятно уже к лету.
К тому же времени должна завершиться история с попыткой томичей провести областной референдум по недоверию губернатору. Понятно, что такая инициатива всеми избиркомами режется на корню. Однако областной суд вдруг встал на сторону недовольного народа и признал незаконным отказ в регистрации инициативной группе. После этого о намерении томичей провести референдум, а заодно и о вопросах, по которым они хотят его организовать, региональная власть должна была известить Москву. Сделано ли это, пока остается тайной.
Из других значимых событий месяца стоит отметить очередной скандал в администрации города, окончательно опорочивший новую кадровую политику мэра. Речь об истории в одной отдельно взятой спортшколе, где место директора освободили для трудоустройства неустроенного в жизни депутата. Этот эпизод вышел даже за пределы Томска и попал в число сотни самых громких скандалов во власти по стране. Правда, мэрия упорно делает вид, что ничего особенного не произошло, и победа в конкурсе на директорский пост именного кандидата, которого ранее предрекали, это нормальная практика. Избавить чиновников от этого заблуждения теперь, наверное, сможет только президент, которому сегодня пишут несогласные с таким отбором кадров томичи.
Не обойти вниманием и приговор по самому громкому уголовному делу 2010 года, точка в котором была поставлена в феврале. 12 лет колонии строгого режима и три миллиона компенсации за убийство журналиста получил виновный милиционер. Правда, у большинства томичей эта история оставила неприятный осадок и чувство неудовлетворенности нашим правосудием: закрытый процесс породил массу слухов, усиленных отказом обвиняемого признать вину. А нежелание всех сторон объяснять несостыковки в этом деле окончательно перевело его в разряд не то, чтобы политических, но расследуемых и рассматриваемых судом под тщательным контролем власти, а потому необъективных.
Не менее значимым событием стал скандал вокруг концертной площадки, организованной на бюджетные средства возле мемориального комплекса в Лагерном саду. Бурное обсуждение, публикации в СМИ и даже обращение к премьеру так и не возымели нужного результата. Чиновникам то ли миллионов затраченных жалко, то ли молодежи так угодить хочется, то ли инициаторов проекта от партии власти выставлять дураками неудобно. Но в любом случае исход борьбы за память павших предрешен: в последние дни месяца было решено превратить в зону отдыха и развлечений весь Лагерный сад, а не только его прибрежную часть.