Январь... Чиновник, торжествуя...
В отличие от предыдущих лет, нынешний январь не принес томичам событий слишком значимых или слишком скандальных. На первое место вышел конфликт между мэрией и маршрутниками, которых заставили отойти от привычной схемы движения. На второе — очередная серия антикоррупционного кино, действие которого разворачивается в коридорах власти.
Конфликт между частными перевозчиками и муниципалитетом был спровоцирован намерением последнего «модернизировать» схему движения общественного транспорта в Томске. Попытки повернуть часть автобусов с центрального проспекта на параллельные улочки предпринимались еще в прошлом году, однако неудачно — о неготовности улиц принять транспорт заявили не только горожане и водители автобусов, но и сотрудники ГИБДД.
К январю договориться с гаишниками чиновникам удалось, а вот с маршрутниками — нет. В итоге перевозчиков загнали на новую схему с помощью кнута, что не добавило популярности авторам инициативы, а лишь показало беспомощность городских властей.
«Построить» перевозчиков оказалось куда проще, чем «построить» владельцев автомобилей, паркующихся вдоль дорог. Применять к ним репрессивные меры чиновники не торопятся, понимая, что сами попадут под раздачу. Ведь около мэрии обустроенных парковок тоже нет.
Самым громким криминальным событием января стал приговор тимирязевским чиновникам, уголовные дела против которых были возбуждены еще два с лишним года назад. Их обвиняли в том, что, пытаясь воспользоваться «дачной амнистией», они предоставили фиктивные выписки из хозяйственных книг для оформления земельных участков в личную собственность и в собственность приближенных к ним лиц.
Уже тогда дело обещало стать очень громким, ведь речь шла о земле в Тимирязевском и Дзержинке, причем часть участков располагалась в охранной зоне памятника природы — на берегу озера Песчаное. Однако подробности данного уголовного дела во время следствия не раскрывались, без лишней огласки оно ушло в суд. Лишь после вынесения приговора общественность всколыхнулась. Еще бы! Ведь за десятки незаконно оформленных земельных участков все четверо получили условный срок и лишение права занимать чиновничьи должности всего на три года.
Возможно, народное возмущение так и сойдет на нет, хотя предпосылки для дальнейшего скандала все же созданы. Так, сами осужденные выразили несогласие с приговором и заявили, что их подставили. В поддержку этого заявления говорит, например, тот факт, что имена тех, кому предназначались участки, не афишировались ни во время следствия, ни в суде. Хотя речь шла не о продаже земли с аукциона или по объявлениям в газете, а о выделении конкретного участка конкретным лицам. И по указанию конкретного лица «сверху», причем под угрозой увольнения.
Назвать имена тех, кому предназначалась земля, а также тех, кто давал указания оформить участки, фигуранты этого дела пообещали в ближайшее время. Позволят ли им это сделать, и заинтересуются ли правоохранительные органы данными заявлениями, будет понятно уже в феврале.
Немалый резонанс вызвало и обвинение в мошенничестве замначальника областного департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Богдана Хмельницкого, курировавшего лесную политику. Об уголовном деле в отношении чиновника стало известно лишь в январе, хотя оно датировано еще прошлым годом. Примечательно, что расследованием занимается областное управление ФСБ, где подтвердили факт хищения председателем комитета региональной лесной политики бюджетных денежных средств в крупном размере.
А вскоре вскрылись и другие любопытные подробности этого дела. Сначала глава областного департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Андрей Трубицын публично заявил, что обвиняемый уже год как не работает в администрации региона. На деле оказалось, что уголовное дело было возбуждено еще в ноябре 2010 года, однако увольнение чиновника не последовало. Богдан Хмельницкий был уволен 27 декабря 2010 года, причем с формулировкой «по собственному желанию». Внятных комментариев по этому поводу от представителей «белого дома» до сих пор не последовало.
Также в январе с новой слой разгорелся скандал вокруг коммуниста Валерия Жиглина, скоропостижно скончавшегося в середине декабря. Его товарищи по партии, уверенные, что смерть соратника напрямую связана с допросами в Кировском РОВД, провели несколько публичных акций и пообещали оспорить решение об отказе в возбуждении уголовного дела в суде.
После этого следственный комитет провел пресс-конференцию, на которой было заявлено — оснований для возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников милиции нет, как нет и состава преступления в их действиях. Правда, применение физической силы в отношении коммуниста в момент задержания подтвердилось, но оно было признано законным, «задерживалось лицо, признанное виновным в совершении особо тяжкого преступления». Смерть погибшего, по мнению следственных органов, наступила в результате отказа почек, вызванного алкогольной интоксикацией.
В первом месяце года получила продолжение и история со сдачей в аренду томского водоканала. В то время как некогда оппозиционный депутат Александр Деев обращается в Генпрокуратуру, чтобы оспорить привод в томскую коммуналку французов, губернатор Виктор Кресс просил премьера посодействовать потомкам Наполеона в получении доступа к гостайне.
Как-то нелогично выглядит позиция власти, всячески лоббировавшей интересы именно этого инвестора, но не подумавшей заранее о том, что объекты жизнеобеспечения относятся к числу секретных. И сейчас ситуация выглядит просто нелепо. Компания победила в конкурсе, однако работать и главное — вкладывать средства в модернизацию водоканала не спешит, ожидая, что для нее будет сделано исключения аж на правительственном уровне. Зато о грядущем повышении тарифов на воду, которые и без того в январе были официально признаны самыми высокими в СФО, уже заявлено.