Шедевры из... проволоки (фото)
Мои первые детские украшения сделал папа — из проволоки в цветной изоляции вышли отличные браслеты. Но до недавнего времени я даже не представляла, что та самая медная проволока, правда, уже без резиновой оболочки, может использоваться для создания украшений. Причем, не детских, а очень красивых и презентабельных.
Трудно подобрать правильное слово для определения этой работы: «рукоделие» не тянет на серьезное занятие, которым можно зарабатывать на жизнь. «Хэнд-мэйд» благодаря иностранному происхождению звучит солиднее, но тоже не совсем то. Дизайн украшений, пожалуй, самое близкое по значению, хотя в коллекции работ томского мастера Марины Михайлик есть не только бижутерия.
— Проволока не требует особых затрат или специального оборудования, — рассказывает Марина тонкости изготовления украшений из медной, латунной или посеребренной проволоки. — Ее я покупаю в американских интернет-магазинах. Хотя та, что продается в строительных магазинах, тоже подходит для некоторых вещей.
С помощью плоскогубцев, круглогубцев и обычного молотка Марина создает уникальные украшения: подвески, сережки, браслеты и непримелькавшиеся пока в Томске украшения для уха — каффы. Закручивает, загибает, навинчивает, обматывает — а в итоге получается медное кружево, которое не получится повторить до мелочей даже при всем желании.
— Я не могу повторить даже свои собственные работы, — улыбается мастерица. — Проволока сама ведет меня, как будто показывает, куда ее нужно завернуть в данный момент. Вот сейчас у меня заказ: сделать две одинаковые проволочные лошадки для магазина под названием «Зеленая лошадь». Я старалась делать похожие, но все равно вышли две разные фигурки.
К своим проволочным завиткам Марина обычно добавляет бусины — иногда покупные, но чаще авторские из полимерной пластики, тоже собственного производства. Именно с пластики у вчерашнего архитектора началась карьера дизайнера украшений.
— Сидя в декрете с младшим сыном, я открыла для себя один томский сайт, где обнаружила раздел рукоделий. Начала пробовать заниматься пластикой, но… пришло время выходить на работу.
Так Марина вернулась к полному рабочему дню. Но как только появлялась свободная минутка, вновь возвращалась к своему хобби.
— Тем временем на работе началась волна сокращений. Я, как ни странно, обрадовалась этому — мне очень хотелось заниматься хэнд-мэйдом. Год я ждала, когда подойдет моя «очередь» на увольнение — и дождалась: ситуация на предприятии улучшилась, и сокращать народ передумали. Но я все равно ушла.
Покончив с опостылевшими чертежами, Марина встала на учет в центре занятости населения. А затем решилась написать бизнес-план для собственного дела — производства украшений ручной работы. Конкурс программы «Бизнес-старт» она выиграла, на полученную субсидию купила нужное оборудование — и начала творить.
—У меня не было проблем с организацией рабочего времени, я и архитектором получала сдельную зарплату, а не просто за отсиженное в офисе время, — говорит теперь уже бизнес-вумен Марина Михайлик. — То есть я всегда знаю, что сейчас могу отдохнуть, а через час нужно сесть и поработать. Да и очередь за моими украшениями не дает расслабиться.
Красоту, сделанную руками Марины, знают не только в Томске — ее работы выставлены во многих профессиональных сообществах хэнд-мэйкеров. И сделанные на заказ, ее украшения разлетаются по всему миру. Все общение между автором и заказчиком обычно проходит на английском языке, хотя Марина признается, что уровень владения у нее исключительно школьный.
— Я умею пользоваться программами-переводчиками, — раскрывает свой секрет дизайнер. — Просто составляю предложения так, как они строятся в английском языке. И не стесняюсь того, что пишу простыми предложениями. Я даже заказы в американских магазинах так делаю. Они меня понимают — я их тоже.
Теперь, когда покупка материалов и фурнитуры поставлена на поток, а заказы расписаны на два месяца вперед, Марина установила себе график работы: будние дни до обеда, пока младший сын в школе. Ее семья уже привыкла, что мама пропадает в своей мастерской. А сыновья — их у Марины трое и муж помогают, чем могут.
— На Новый год сын подарил мне красиво упакованную коробку. Открываю, а там проволока! — смеется томичка. — Вот что значит мама увлеченная! И дети такими же становятся.
Однажды Марине Михайлик потребовались для работы стоматологические инструменты — тонкими стальными иголочками и лопатками удобно работать с полимерной пластикой. В специальный магазин медтехники был отправлен все тот же сын, который потом рассказывал, что не смог ответить на вопрос продавца: «Зачем вам это надо?» Выкрутился просто: «Мама попросила». Не говорить же — «бусики делать».