Водоснабжение города отдали в руки французов

О том, что ждет жителей областного центра в связи с приходом в наш город компании «Веолия Вода Томск», рассказал накануне на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» исполнительный директор этой компании Реми Поль.
Напомним,«дочка» французской Veolia Voda S.a. выиграла международный конкурс по передаче в долгосрочную аренду объектов водоснабжения и водоотведения города. Он был объявлен мэрией в сентябре, при этом стартовый размер годовой аренды составлял более 2,2 миллиона рублей. По условиям конкурса будущий арендатор обязан реконструировать 15 водопроводных насосных станций, пять канализационных насосных станций, а также системы водоснабжения и водоотведения. Договор с французской компанией был заключен на 30 лет.
Работникам томского предприятия пока беспокоиться не о чем. Как заявил Реми Поль, все они будут переведены в структуру «Веолии».
— Все 1 500 сотрудников должны пройти обучение, что позволит им работать в соответствии с лучшими международными стандартами, — пояснил исполнительный директор Veolia Voda S.a. — Наша компания обычно не использует сокращения. Новых специалистов нанимать тоже не планируем. Хотя, конечно, предстоят командировки в Томск наших европейских экспертов, которые в дальнейшем будут в постоянном контакте с томскими сотрудниками.
Французская компания работает в области водоснабжения более чем в 60 странах. В частности, схема долгосрочного партнерства с городом уже действует в таких мегаполисах, как Шанхай, Берлин, Прага. Теперь «Веолия» решила предоставлять свои услуги и городам России. Томску повезло быть первым из их числа. Повезло, потому что деятельность французов в нашем городе станет в некотором роде «витриной», образцом. Если «Веолия» хочет «завоевать» и другие российские города, она должна добиться немалого прогресса в своем пилотном проекте.
— О проблемах, которые существуют в томском водоканале, мы узнали от Европейского банка реконструкции и развития, с которым сотрудничаем, — сказал Реми Поль. — Поэтому, когда муниципалитет объявил конкурс, мы сразу приняли решение участвовать.
Первым делом новые поставщики воды составят картографическую схему сетей, объектов водоснабжения и водоотведения в городе. Планируется также создать базы данных по всем сооружениям, трубам, насосным станциям. Представители «Веолии» говорят, что не боятся ветхого состояния множества объектов водоканала. Уже в ближайшее время на основе составленной карты будут модернизированы насосная станция и станция водоподготовки, а затем и другие объекты водоснабжения. Возможно, в Томске будет использоваться речной водозабор, но, скорее всего, не вместо, а вместе с подземным.
Конечно, томичей прежде всего интересует, как модернизация отразится на тарифах. Реми Поль утверждает, что главную прибыль компания должна получать не за счет повышения тарифов, а за счет повышения эффективности работы водоканала. В частности, планируется снизить потери воды с имеющихся 35-40 процентов до пяти, как удалось сделать в Берлине. Кроме того, будут сокращено потребление электроэнергии, внедрены технологии производства электричества из разложения отходов сточных вод и другие инновации.
Однако со слов господина Поля можно сделать вывод, что тарифы будут расти примерно раз в год.
— Нужно учитывать, что тарифы строго регулируются российским законодательством, их устанавливает администрация, а не мы — поясняет Реми Поль. — Чудес не бывает. Мы каждый год будем вступать в нелегкие противоречивые дебаты по фиксации тарифов. От этого зависит, как быстро окупятся наши инвестиции. Впрочем, поэтому «Веолия» и работает в долгосрочном планировании — торопиться мы не будем.
Назвать сумму планируемых вложений исполнительный директор Veolia Voda S.a. отказался. Он лишь добавил, что скоро будет обнародовано официальное досье, в котором все будет подробно расписано.
Кроме того, Реми Поль считает, что россияне склонны преувеличивать свои проблемы.
— Я все время слышу про коррупцию в России, — говорит француз. — Но не думаю, что у вас ситуация с ней хуже, чем во всем мире. Поэтому коррупция нас не пугает. В России мы видим рынок из 140 миллионов человек, огромные перспективы роста. Конечно, ваша экономика основана, прежде всего, на экспорте сырья. Но значит, есть хотя бы сырье, это уже хорошо.
Вчера же, на встрече с мэром Томска Николаем Николайчуком, Реми Поль отметил, что приход французской компании должен стать сигналом для модернизации услуг ЖКХ в России, а также для привлечения крупных международных операторов. В свою очередь градоначальник заверил, что уже ожидает изменений и надеется на опыт «Веолии».
Полноценная работа французской компании в Томске начнется в марте, после переходного периода, который включит в себя переоформление и обучение сотрудников водоканала. В Шанхае улучшение эффективности представители «Веолии» констатировали через два года своей работы.
Статус компании и ее желание сделать свою работу в нашем городе образцом для других городов страны внушают оптимизм. Но, скорее всего, европейцы еще не до конца погрузились в российские и томские реалии, и им придется столкнуться с большими трудностями, нежели они представляют. Может, даже самыми большими в 150-летней истории компании.