Ноябрь: экс-мэра посадили, Оккеля выгнали
Ноябрь в Томске отметился двумя крупными событиями — приговором экс-мэру Александру Макарову и увольнением главы департамента капстроительства Владимира Оккеля, считавшегося непотопляемой фигурой. На этом фоне почти незамеченными остались попытки общественности найти виновных в рассылке агитационных писем от губернатора в предвыборный период и принятие Страсбургским судом еще одного заявления от обиженного нашим правосудием томича.
На первое место по обсуждаемости в прошлом месяце вышло дело Александра Макарова. Точнее, вердикт присяжных и последовавший за ним приговор. Последний томичи оценивают весьма неоднозначно. Раскол на два лагеря наблюдается не только в сообществе рядовых горожан, но и в рядах чиновников и политиков. Учитывая предстоящее рассмотрение кассационной жалобы экс-мэра в Верховном суде, исчезнут эти разногласия нескоро.
Второй по популярности в ноябре стала новость об увольнении главы городского департамента капстроительства Владимира Оккеля. Слухи о его возможной отставке ходили уже давно, но горожане были уверены — именно немецкое происхождение помогает главному дорожнику города избегать многих неприятностей.
Однако в последний осенний месяц томичей ждал большой сюрприз — без всяких предисловий мэр объявил об отставке Оккеля, использовав президентскую формулировку «в связи с утратой доверия». Причем, сделано это было в крайней спешке: утром мэр провел пресс-конференцию по итогам своей поездки в Австралию, но ни слова не сказал о грядущем скандале. А уже в обед было экстренно объявлено о второй пресс-конференции, которую градоначальник провел после окончания рабочего дня — в 18.30.
Помимо утраты мэрского доверия, глава города поставил Владимиру Оккелю в вину утрату доверия населения, а самое главное — финансово-хозяйственные нарушения при строительстве левобережной дороги.
Довольно нелепо выглядели и остальные претензии мэра к главе департамента капстроительства. Вдруг открылось, что Владимир Германович является соучредителем многих строительно-дорожных фирм города. Хотя в последнее десятилетие в Томске об этом не говорил только ленивый. Внезапно оказалось, что дороги в областном центре ремонтировались некачественно, а строительство левобережной магистрали велось с большим количеством нарушений.
При этом мэр признал, что к нему неоднократно обращались руководители разных организаций с жалобами на Оккеля. Но пояснять, почему отреагировал на них только сейчас, Николайчук не стал. В свою очередь Владимир Оккель пообещал рассказать о темных делишках, что творятся в мэрии.
Оба противника почти одновременно подали заявления в прокуратуру. Камнем преткновения стали 178 миллионов рублей, которые очень хотел получить подрядчик и которые не очень хотел платить Оккель. Справедливо полагая, что именно он сядет в случае проверки документации. Ведь, по его словам, работы на эту сумму подрядчик не выполнил.
Уже в конце месяца миллионы рублей все-таки были перечислены строительной фирме. Причем, в мэрии не стали дожидаться окончания проверки, проводимой прокуратурами разных уровней, и решения арбитражного суда, где рассматривается вопрос не только об отмене перечисления этих средств, но и о возвращении предыдущих оплат. Ответственность за эту незаконную операцию взял на себя другой чиновик. Видимо, он рассчитывает на то, что оказаться за решеткой ему не позволят коллеги.
На фоне этих громких дел за кадром остались другие, не менее значимые события. Например, в минувшем месяце облизбирком ответил на обращение коммунистов по поводу законности предвыборных писем губернатора, в которых Виктор Кресс недвусмысленно предлагал старшему поколению проголосовать за партию власти.
В письме зампредседатель облизбиркома признала факт того, что обращение главы региона имело место быть. Однако, по ее словам, губернатор в это время был в отпуске, то есть не находился при исполнении служебных обязанностей. Конверт же, на котором отправителем значится не просто гражданин Виктор Кресс, а губернатор Томской области, агитационным материалом не является.
Понятно, что подобные заключения облизбиркома не удовлетворили коммунистов, которые тут же объявили о намерении продолжить борьбу. В частности, они пообещали выяснить, откуда у общественной организации «Союз пенсионеров» персональные данные пенсионеров Томска, в том числе тех, кто никогда в этом союзе не состоял.
Последний вопрос может иметь далеко идущие последствия для тех, кто придумал данный пиар-ход. Особенно, если в прокуратуру обратится кто-то из пенсионеров, получивших письма, поскольку теперь они считаются пострадавшим от нарушения закона «О персональных данных».
Кроме того, в ноябре вновь заявил о себе томский правозащитник Сергей Зайков, прославившийся полгода назад пощечиной губернатору. Теперь Зайков подал иск в Страсбургский суд, требуя компенсацию за незаконное заключение под стражу. В итоге суд принял иск скандально известного томича к рассмотрению. Моральный и даже физический ущерб Зайков оценил в 600 тысяч евро — по сто тысяч за каждый месяц нахождения в СИЗО. Обоснование физического вреда он готов подтвердить медицинским документами, указывающими на ухудшение его здоровья — в частности, зрения.
Причем, если принять во внимание предыдущее решение Евросуда по делу Макарова, то у Томска есть хорошие перспективы в очередной раз прославиться на всю страну. И хотя подобных компенсаций Страсбургский суд обычно не присуждает, ограничиваясь более скромными суммами, сам факт выигранного дела сделает Сергея Зайкова настоящим героем. И ничуть не будет способствовать улучшению имиджа Томской области, который и без того основательно подпорчен за последние несколько лет.