Губернатор проехался по деревянному Томску

Накануне губернатор Виктор Кресс провел выездное совещание по сохранению и развитию деревянного зодчества. Перед главой региона отчитывались его заместитель Сергей Точилин, мэр Томска Николай Николайчук, главный архитектор города Владимир Коренев и еще с десяток чиновников.
По мнению губернатора, деревянная архитектура — это «лицо» Томска. Это то, что отличает его от десятков «кирпичных» городов. Поэтому достаточно большие средства из городского и областного бюджетов уходят на реставрацию памятников деревянного зодчества. Особый упор делается, конечно же, на объекты федерального значения.
— Даже в кризис мы не останавливали эту программу, — подчеркнул глава региона. — Кроме нас в стране никто не занимается подобным восстановлением. Зачастую мы сталкиваемся с противоречиями в законодательстве — в том числе, федеральном. По его логике, центр дает нам деньги на расселение, а здания мы должны снести. Но логика подсказывает, что эти дома можно восстановить. И даже есть бизнесмены, готовые этим заняться.
Виктор Кресс пояснил, что раньше камнем преткновения для предпринимателей было расселение. То есть они не горели желанием брать в собственность и восстанавливать дом, где живет несколько семей, которые необходимо расселить. Теперь же, по словам губернатора, «городская программа по ветхому и аварийному жилью работает». Поэтому одной проблемой для бизнесменов станет меньше — дом к моменту реставрации уже будет расселен.
Мэр Николай Николайчук в свою очередь добавил, что главная цель программы по сохранению памятников деревянной архитектуры — сделать так, чтобы у них было немного собственников, а лучше — один.
— За свою собственность владелец будет бороться, — подчеркнул мэр.
Однако в этом году бизнесмены не слишком активно участвуют в восстановлении старых деревянных домов. Так называемых частно-государственных компаний тоже почти нет. Поэтому отдувается, вернее, сдувается бюджет. В этом году на реставрацию объектов деревянного зодчества было выделено около 34 миллионов рублей из областного бюджета и более 20 миллионов — из городского. В итоге отремонтированы три объекта и еще несколько находятся в процессе.
В трехквартирном доме по Вершинина, 12, с жильцами был заключен специальный договор. Они должны были сделать ремонт внутри, а область брала на себя внешний вид здания и коммуникации. Кроме того, земельные участки, по решению городской администрации, тоже перешли к собственникам.
— Теперь сюда можно возить туристов, — уверен Сергей Точилин. — На этот дом было потрачено почти семь миллионов рублей.
— То есть семь миллионов бюджетных денег трем семьям подарили? — уточнил Виктор Кресс. — Надо тогда договор с жильцами заключить. Чтобы они содержали дом в таком же виде. А то через год опять будет убого. И кто будет виноват? Опять власть?
— Землю людям вы подарили или предыдущие мэры? — спросил у Николая Николайчука глава региона.
— Они, они, — кивнул в сторону нынешнего градоначальника Сергей Точилин. — Я был не совсем согласен, но они сказали, что правы.
По словам замгубернатора, жильцы дома хотят, чтобы власти сделали ремонт и внутри дома. Дескать, чиновникам же будет стыдно, если к помещение иностранцы будут заходить. Но работы на объекте уже завершены.
Как и в бывшей усадьбе Желябо, по улице Красноармейской, 67/1. Вернее, там отремонтирован только один 13-квартирный дом. На него ушло 26 миллионов рублей. Рядом с ним стоит почти развалившийся «близнец» и ждет своего часа. Дождется, если найдется подходящий бизнес-партнер. Третий отреставрированный памятник находится на Красноармейской, 72.
Еще несколько домов планируется «освежить» в ближайшее время. В частности, здания по Тверской, 66, Карташова, 16, Гоголя 14/1, Советской, 20. Некоторые из них до сих пор остаются нерасселенными. Так, жильцов дома на Карташова, 16, еще три года назад расселил бизнесмен Байрамов, но внезапно ударил кризис, и ремонтные работы были приостановлены.
Во время объезда к губернатору не раз обращались жители соседних домов. Их жилье не относится к памятникам деревянного зодчества федерального или хотя бы регионального значения, но тоже является деревянным и, как правило, аварийным.
— У нас первый этаж почти весь под землю ушел, — жалуется Александр Бедарев с Вершинина, 10. — Сделайте ремонт хотя бы снаружи. Примите, наконец, решение — либо ремонтировать, либо сносить.
Николай Николайчук и Виктор Кресс пообещали взять ситуацию «на карандаш».
Томичка Галина Уланова, которая живет в аварийном доме по улице Гоголя, 10, сообщила, что ей взамен нынешней квартиры предлагают другую, намного меньшую по площади.
— Есть соседи, у которых было 11 квадратов, а им дают 64! — негодовала женщина.
Правда, она не уточнила, из какого дома таким образом расселили людей — из памятника федерального значения или из обычного здания.
Через две недели будут подведены годовые итоги программы по сохранению и развитию томского деревянного зодчества. На специальном совещании будут определены задачи на будущий год. Бюджетное финансирование программы на 2011 год должно остаться на уровне текущего.