6 июля, суббота
+21°$ 88,12
Прочтений: 11838

Куда податься бездомному?

Куда податься бездомному?
Фото: www.odintsovo.info

На днях в редакцию портала пришло письмо от нашей читательницы Валентины. В нем женщина рассказала следующую историю.

«В сентябре пришлось мне вечером зайти в магазин «Дамское счастье», что на площади Ленина. Следом вошла плохо одетая женщина лет под восемьдесят, в башмаках на босу ногу, и стала умолять молоденькую продавщицу одеть ее потеплее. Голые ноги старушки были в язвах, и выглядела она бродягой. Бабуля не внимала объяснениям, что в магазине только тонкое нижнее белье. Пришлось купить ей самые толстые колготки и вызвать милицию, потому что сумасбродная старушка собиралась ехать, невзирая на позднее время, в Колпашево, в некий интернат. Ребята из милицейского патруля узнали в ней старую знакомую гражданку Русакову. Но старушка уже никуда не могла идти. Пришлось вызвать машину скорой помощи, куда бабулю и погрузили».

По словам читательницы, придя домой, она решила позвонить на станцию скорой помощи, чтобы узнать, куда была доставлена бабушка. Там ей дали номера больниц. Однако такая ни в одной из них не значилась.

«На вопрос, куда «скорая» увезла Русакову, диспетчер заявила, что такие сведения являются секретными: а вдруг я причиню вред женщине? Потом посоветовала позвонить в приют. Но туда Русакову тоже не привозили. В милиции мне предложили написать заявление о пропаже старушки, если я ее родственница».

В конце послания Валентина недоумевает: куда же медики дели гражданку Русакову и почему в Томске нет приютов для таких неприкаянных старушек? Может, проще признать бабушку недееспособной и определить ее на лечение в больницу?

Чтобы выяснить, что же стало с пожилой женщиной, мы позвонили и.о. руководителя станции скорой помощи Николаю Родионову. По его словам, вызовы на имя гражданки Русаковой поступают на станцию довольно часто. Так, в сентябре карета скорой помощи выезжала к ней шесть раз. И в каждом случае женщину увозили в одну из больниц города.

— Помечен в журнале и вызов в магазин «Дамское счастье», откуда звонила сердобольная томичка. Тогда женщину никуда не доставляли, поскольку от медпомощи она отказалась, а насильно отвозить человека куда-либо мы не можем. Насколько нам известно, у Русаковой нет определенного места жительства, а также есть проблемы с алкоголем.

С такими пациентами работники «скорой» сталкиваются ежедневно, отметил главврач ССМП.

— Летом проблем было меньше, потому что ночи теплые. С наступлением холодов ситуация обострилась. Поскольку вытрезвителя в городе больше нет, заниматься пьяными гражданами без определенного места жительства приходится врачам. Нужна ли человеку медпомощь, они оценивают на месте. Если да, везем в стационар. Если нет, передаем милиционерам.

Как пояснили в областном департаменте социальной защиты населения, в Томске работает сеть домов-интернатов, куда могут обратиться одинокие пожилые люди. Что касается оказания помощи бездомным, то сегодня в нашем городе этим занимаются два учреждения: приют сестер Матери Терезы и Центр социальной адаптации. Если первый располагается при католическом храме, то второй является муниципальным учреждением и специализируется на помощи бомжам.

По словам сотрудницы центра Татьяны Титовой, ежегодно сюда обращаются около четырех тысяч человек, оказавшихся в статусе бездомных. Люди приходят сами, либо их привозят из больниц, куда они были доставлены по «скорой».

В центре таких посетителей всегда накормят и оденут. Кроме того, здесь помогут с восстановлением документов, получением группы инвалидности, оформлением гражданства, дадут направление на стационарное лечение или определят в дом-интернат.

— Порой люди остаются здесь на несколько дней, некоторые задерживаются на месяцы. Кто-то возвращается на улицу, а кто-то находит работу и возвращается к нормальной жизни. Другое дело, что не каждый бомж захочет поменять свой образ существования. Многих устраивает жизнь на улице, — говорит Татьяна.

Что касается признания человека недееспособным, то здесь все намного сложнее. Как пояснил юрисконкульт областной клинической психиатрической больницы Ярослав Ошурков, основанием для признания гражданина недееспособным является наличие психического заболевания. А для этого необходимо решение суда, который назначит проведение соответствующей экспертизы. Обратиться с таким заявление в суд могут только близкие родственники — родители, дети, братья или сестры. Если же у человека нет родных, заявление в суд подают органы опеки по месту его жительства или психиатрическое учреждение, в котором человек проходит лечение.

— Признать человека без определенного места жительства недееспособным теоретически можно, но это весьма непросто, — пояснил Ярослав Ошурков. — Здесь придется задействовать УФМС, в регламенте которого прописан соответствующий механизм. Бомжа необходимо зарегистрировать в том месте, где ему оказывается помощь. Если речь о Томске, то у нас это Центр социальной адаптации. Затем его сотрудники могут обратиться в суд. Но пока на практике такого не происходит.

Смотрите также