23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 4314

Октябрьские выборы как символ прощания с демократией

Октябрьские выборы как символ прощания с демократией
Фото: vtomske.ru

Главным событием прошедшего месяца, без сомнения, стали выборы в городскую думу Томска, окончательно разрушившие миф о существовании какой-либо оппозиции в нашем городе. Запланированный исход голосования, запланированное распределение депутатских кресел, запланированное избрание спикера — отныне подобные срежисированные спектакли горожане смогут наблюдать на всех будущих акциях по «волеизъявлению народа».

Федеральные власти усомнились в способности губернатора, мэра и секретаря партии власти обуздать свободолюбивых томичей. Поэтому вся предвыборная кампания проходила под «внешним управлением». Главной фигурой на политической арене Томска стал столичный функционер Михаил Бабич. Он без лишних церемоний выстроил местную элиту по ранжиру, помог сменить политическую «ориентацию» оппозиционеру Дееву и отделить бизнес от политики «справороссам». Единственными, кто обошлись без его помощи, стали коммунисты — они самостоятельно вырыли себе яму, погрязнув во внутрипартийных склоках.

В последнюю неделю перед выборами было зачищено информационное поле. Поначалу со страниц томских СМИ стали исчезать криминальные новости — по слухам, указание перестать давать в прессу криминал получили все силовые структуры. Затем «что-то случилось» с пресс-службой мэрии, которая перестала снабжать сайт горадминистрации свежими новостями.

Несмотря на то, что исход выборов был предрешен заранее, назвать его успешным для партии власти никто не посмел. А последующие кадровые перестановки лишь подтвердили, что Томск вновь не оправдал надежд Кремля.

Первым за итоги выборов поплатился замгубернатора Сергей Ильиных, считавшийся всего лишь «паровозом» в партийном списке. Сначала Виктор Кресс заявил, что тот останется на посту его первого зама и не уйдет работать городским депутатом. Однако спустя неделю томичей ошарашили новостью: Сергей Ильиных написал заявление, и, несмотря на протесты губернатора — «ты нужен здесь», уходит в депутаты — «я нужен там». Правда, заявление Ильиных легло на стол главы региона лишь после того, как данное решение приняли в верхах и его озвучил секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, лично курировавший выборы в думу Томска.

Депутаты очень быстро оформили раздел власти в обновленном парламенте, где оппозиции не досталось ничего. Первое собрание народных избранников больше напоминало спектакль, где все были заняты имитацией демократических процедур — чего только стоит голосование за кандидатов на пост спикера гордумы. Напомню, им стал Сергей Ильиных — вряд ли кто-то удивился такому повороту событий. Распределение остальных думских портфелей также прошло без сюрпризов — все пять комитетов думы возглавили единороссы, плюс партийная барышня заняла кресло зама спикера.

Нужный результат выборов был достигнут и в закрытом Северке, где выборы в думу города, по сути, стали борьбой за кресло мэра. Серьезная битва шла между областным парламентом, который давно хочет открыть ЗАТО и поставить его в равные условия финансирования с остальными районами области, и СХК, который желает скинуть с себя содержание объектов соцсферы. В итоге мэром Северска стал председатель правового комитета областной думы Григорий Шамин. Его действия на посту градоначальника предугадать несложно, если знать, что за избранием Шамина стоял лично сенатор Владимир Жидких. Ранее он неоднократно заявлял, что развитие Северска напрямую связывает с открытием города.

Вторым по значимости событием октября стала финальная часть судебного разбирательства с участием экс-мэра Александра Макарова. Находясь под домашним арестом, тот снова угодил в СИЗО. Перед этим на Макарова судье пожаловался главврач одной из городских больниц — пациент, мол, недоволен качеством обслуживания. И хотя суд открестился от жалобы, признав, что она направлена не по адресу, «давление на специалистов» стало одной из причин возвращения экс-мэра в изолятор. При этом сам судебный процесс был закрыт от СМИ и широкой общественности под предлогом того, что в прениях стороны вновь будут обращаться к доказательствам, которые и раньше рассматривались в закрытом режиме. Правда, раньше закрывались от любопытных лишь отдельные заседания, на которых, к примеру, прослушивались личные переговоры Макарова. В этих случаях на закрытости заседаний настаивал сам экс-мэр.

На фоне всех этих скандалов криминальные события второй половины октября просто ушли в тень. Хотя громко прозвучавшее на центральных каналах название города, где «в лесах забивают детей», вряд ли пойдет на пользу имиджу Томска. Теперь властям, и без того основательно утратившим доверие федерации, придется изыскивать новые формы пиара, чтобы исправить ситуацию.

Смотрите также