Мопед — игрушка или транспорт?
Новую категорию прав — «М» — собираются вводить в России, законопроект в Госдуму уже внесли. Предназначены новые права для водителей транспортных средств с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 километров в час. То есть для водителей мопедов и скутеров. Для получения таких прав сдавать «автодром» и «город» не потребуется, достаточно будет только теории. Но вот выдавать их будут только достигшим 16-летнего возраста. И хотя все понимают, что мопеды и скутеры, а точнее их безбашенные водители, представляют реальную опасность на дорогах, у законопроекта есть и ярые сторонники, и не менее агрессивные противники.
ГИБДД, естественно, выступает за принятие данного законопроекта.
— Мы должны ориентироваться в этом на опыт зарубежных стран. Как правило, там водители мопедов имеют права, — считает старший инспектор ГИБДД Виталий Аплин. — У нас мопеды не являются механическим транспортным средством, то есть для управления ими не нужны права, мопеды не нужно регистрировать. Проблема в том, что качество мопедов и скутеров позволяют им двигаться в общем транспортном потоке.
По правилам мопедисты, как и велосипедисты, могут ездить по проезжей части только по крайней правой полосе. То, как это исполняется на практике, видели все жители города: совсем молодые ребята по двое, а то и по трое на мопеде лихо объезжают стоящие в пробке машины.
Результаты такой «свободы» отражены в статистике ГИБДД: за год по области произошло 20 столкновений с участием мопедов, четыре опрокидывания, три наезда на стоящее транспортное средство, три наезда на пешеходов, один наезд на велосипедиста. В итоге 21 водитель мопеда ранен, один погиб, остальные не пострадали. И что самое важное: только в семи случаях из 31 вины водителей мопеда не было. Значит, 24 аварии можно было предотвратить, если бы мопедисты хоть чуть-чуть знали ПДД.
Водители автомобилей в большинстве своем мопеды и скутеры просто ненавидят именно за огромное количество созданных ими аварийных ситуаций. В отличие от подростков, которым папа купил дорогую игрушку, автомобилисты несут реальную ответственность. А вот скутер вполне может неожиданно вылететь на дорогу, нарушив все правила. Технические характеристики многих из них позволяют разгоняться даже до ста километров в час.
— Большинство родителей даже не понимают и не хотят разбираться в том, что многие скутеры еще в Японии «заточены» как надо, — подтверждает томич Сергей. Он более десяти лет занимается продажей и ремонтом мопедов и скутеров. — У меня пару раз такие случаи были: приходит мопед на продажу, «раздушенный», очень красивый. И папаша какой-нибудь приводит сынишку лет восьми-девяти. Тот, естественно, на самый красивый сразу «западает». Я прямым текстом говорю, что мопед «дурной», я вам его не продам — убьется парнишка. Так ведь не все это понимают.
Что же касается введения «обязательной теории» для будущих водителей мопедов, Сергей уверен, что это бред и бюрократия.
— Сдавать только теорию, без практики, бессмысленно. Ведь без опыта в потоке никто ехать все равно не сможет нормально, — уверен он. — Это как ребенку тысячу раз объяснять, что огонь горячий: запомнить-то он запомнит, но пока не обожжется, не поймет. Так и здесь — ну будет он знать, что это знак «преимущество встречного движения», а пока на дороге его не увидит, все равно не разберется, как он работает. Будут просто денег с людей брать за обучение, а толку от него — ноль.
Мопеды, похоже, мешают всем — и водителям, и пешеходам. Поскольку это не механическое транспортное средство, ездить мопед и скутер может и по тротуарам. Довольно тихие, но быстрые, они, если и не собьют человека, то напугают точно. История Елены закончилась благополучно, но задуматься ее заставила.
— Была у меня такая ситуация: иду вечером по Каштаку, а сзади неожиданно выехали малолетки на мопеде. Темень страшная, ни одного фонаря. Я, конечно, прижалась к обочине, но про себя подумала: а если бы я с плеером шла и не слышала их? Они бы меня сбили? Пусть их заставят получать права, а то ведь откуда им знать, где и как можно ездить.
— В Томске практика следующая: водитель обязан доказать, что мопед или скутер принадлежит ему. То есть предоставить документы из торговой организации, в которых стоит номер двигателя, — рассказывает Виталий Аплин о единственно возможных по закону действиях ГИБДД. — Эта техника легкоугоняемая, и если у инспекторов есть подозрения, то транспорт вместе с водителем отправляют в райотдел милиции для проверки. Если будут установлены обязательные права, то мы сможем — если не будет при себе водительского удостоверения — отправить мопед на спецстоянку. Пока же так делать мы не можем.
Если мопедистов обяжут получать права, то вместе с удостоверением они приобретут и ответственность за свое поведение на дорогах. Хотя сами владельцы мопедов, пожалуй, не виноваты: специальных дорожек для них (как, впрочем, и для велосипедистов) в городе нет и, похоже, не предвидится.
P.S. Два года назад в Тимирязево за рулем мопеда оказался двухлетний ребенок. Родители были заняты разговорами, и малыш развлекался как мог: дергал за рычажки мопеда. Мопед завелся и вместе с ребенком выехал на дорогу. В результате — столкновение с «Тойотой». Малыш серьезно пострадал. И это — еще один пример того, что мопед у нас пока воспринимается как игрушка.