24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58
Прочтений: 3748

Оркестр отдельно, БКЗ отдельно?

Оркестр отдельно, БКЗ отдельно?
Фото: http://michelet.ya.ru

Сегодня состоялась очередная встреча коллектива томского симфонического оркестра с главой областного департамента культуры Андреем Кузичкиным. Пришел вместе с ним и первый заместитель губернатора Сергей Ильиных. Разговор получился еще более напряженным, чем в первый раз. Если тогда музыканты больше говорили, то теперь — больше слушали. И то, что говорили представители власти, их совсем не обрадовало.

По словам Сергея Ильиных, обращение коллектива оркестра поступило в администрацию региона еще 1 августа. До сегодняшнего дня власти решали, что же делать с конфликтом между музыкантами и директором филармонии Ольгой Лесиной. Выход из ситуации в итоге нашелся, однако коллектив оркестра его категорически не поддержал. Речь идет о выделении симфонического оркестра из состава филармонии в автономное учреждение со своими руководителем и бюджетом.

— Из всех 15 областных учреждений культуры только филармония оказалась в уникальном положении, — пояснил Андрей Кузичкин. — В ее рамках осуществляются две разнонаправленных деятельности: принятие и прокат гастролеров — это чистая коммерция и работа симфонического оркестра. Последний проект является планово убыточным. За прошлый год симфонический оркестр заработал 900 тысяч рублей. В то время как прокат гастролеров принес филармонии 30 миллионов. При этом дотации из областного бюджета на содержание оркестра составляют 14 миллионов. Разницу вы чувствуете…

Глава департамента культуры подчеркнул, что, выйдя из состава филармонии, оркестр сможет выбрать себе руководителя «по нраву». А уж тот сможет подумать и о деньгах, и о творчестве. После реорганизации оркестр «переедет» в органный зал, где будет проходить основная часть концертов, а большеформатные произведения сможет исполнять в своем нынешнем «доме» — концертном зале филармонии. Однако у музыкантов нашлись свои веские аргументы против данной инициативы.

— Вы не понимаете всей сути проблемы, — от имени коллектива заявила музыковед Вера Тимофеева. — Дело не столько в деньгах, сколько в неграмотном руководстве оркестром. Да, его концерты убыточны. Но академическое искусство во всем мире живет на деньги спонсоров. У нас есть свой, внутрифилармонический спонсор — это эстрадные жанры. И не нужно их разделять. Нужно дать им развиваться вместе.

Вера Тимофеева подчеркнула, что коллектив желает расти профессионально, однако само руководство мешает этому процессу.

— После первого собрания, которое состоялось почти две недели назад, директор ничего не сделал для разрешения ситуации, — продолжает музыковед.— Нам нужна команда, нужен художественный совет, профессиональный руководитель — ничего этого не появилось. Мы обращались к Ольге Лесиной с просьбой выпустить приказ о том, кого мы должны пригласить для расширения круга тем и возможностей оркестра. Реакции ноль. Ольга Викторовна, признайте: вы не можете руководить филармонией в составе команды. Вы не можете ее создать вокруг себя — такой уж у вас характер.

Солидарны с музыковедом и другие музыканты симфонического оркестра.

— Вспомните, каким был оркестр при дирижере Лапиньше, — вспоминал «золотые» годы гобоист Валерий Ратушный. — Мы играли на уровне среднеевропейских оркестров. У нас постоянно проходили крупные фестивали, с нами работали мэтры, нас записывали американцы… А что имеем сегодня? Пригласили гитариста, с гордостью сказали, что он летел из Куала-Лумпур 24 часа. Гитарист на удивление оказался посредственный. Сколько стоил его приезд? А сколько стоит эта бригада — три тенора, три баса, три баритона? Сколько стоило открытие сезона с музыкантами уровня кабаре? Каков репертуар, таково и количество зрителей. Нас упрекают в том, что нет аншлагов. А кто приглашает этих бездарей?

Налицо полнейшее отсутствие работы худсовета — таков был вердикт Ратушного. В подтверждение своих слов он привел еще один пример.

— Идет репетиция к первому сентября. На сцене нет ни одного кларнета, нет двух тромбонов, сидит один фаготист, вместо трех ударников — один. Неужели непонятно, если люди ушли на игру, то они вернутся в три-четыре часа. Значит, давайте перенесем репетицию на это время, чтобы играть полным составом. Этого не происходит. В чем тогда смысл? — недоумевает музыкант.

На все доводы коллектива оркестра Андрей Кузичкин ответил, что законных оснований для увольнения Ольги Лесиной с поста директора филармонии нет. Пока что все меры по разрешению конфликта сводятся к одному — оркестр должен стать автономным учреждением. На рассмотрение этой инициативы и вынесение предложений у музыкантов есть время до 15 октября. После чего состоится еще одна встреча коллектива с представителями власти.

Смотрите также