24 ноября, воскресенье
-6°$ 102,58
Прочтений: 3675

Томский музыкальный экспорт замер на низкой ноте

Томский музыкальный экспорт замер на низкой ноте
Фото: www.photosight.ru (автор: something else)

Иногда хочется оглянуться назад и окинуть взором личную ретроспекцию знакомства с томской музыкой. В городе есть несколько точек, с которыми связана масса моих воспоминаний. Некоторые ныне уже переквалифицировались во что-нибудь совсем немузыкальное. Другие подрастеряли культовый статус в силу разных причин.

Скажем, в бывшем «М-клубе», летом 1996-​го активно работавшем в помещении кафе на улице Герцена, сейчас расположен факультет психологии ТГПУ… А во время оно выступали там и Слава Шатов, и Коля Федяев, и «The Крыша», и «Хобот», и «Танцы с Муравьями», и начинавшие тогда «Последний из мАгикан», да и много кто ещё.

Назову ещё три знаковых для меня точки.

«Хобби-центр». В этом причудливом детско-юношеском заведении я впервые оказался ещё в нежном студенческом возрасте именно на первом, сознательно посещённом концерте, с участием томской группы. Это было выступление небезызвестной екатеринбургской команды «Настя» (во главе с Настей Полевой), разогревал коих томский коллектив «Утро», ведомый Спартаком Лисицыным. Впечатлился я ими тогда весьма — даже на Doors показались похожими.

Потом в «Хобби-центре» располагалась телекомпания ТВ-2, которой я посвятил несколько лет жизни. И там же произошло одно вполне легендарное событие — концерт шатовских «Передвижных Хиросим» осенью 1994-​го при участии духового оркестра. Делал его тогда Андрей Труш, афишу рисовал Дима Беляев (D’art), а мы с двумя операторами ТВ-2 весь концерт снимали на видео, для последующего показа в передаче «Оркестр Жёлтых Телевизоров» (концерт тот окончился довольно весело и небанально-потасовкой с участием панков, чеченских бандитов, охраны заведения и приехавшей милиции). И там же, в «Хобби-центре», уже после распада «Хиросим», снимался видеоклип на песню ушедшего в сольное творчество гитариста Артёма Жилякова.

Наконец, именно с «Хобби-центра» для меня началось и знакомство с томской электронной музыкой: в декабре 2000 года здесь впервые вместе выступили проекты «Трансплантант», «Квадрат», spul и Getts.

ДК ТЭМЗ. Именно там проходил первый томский фестиваль, на котором я побывал (FZ-​фесты я, в силу разных причин, пропустил). Назывался он «Акция Номер Разъ», проходил летом 1992-​го. Впервые тогда увидел «Передвижную Хиросиму», ещё в единственном числе и ещё с первым их гитаристом Виктором Хайдаровым — «Хайдаром». Шатов и группа просто потрясли своей музыкой, а Хайдар — ещё и глэм-роковым внешним видом.

Там же запомнились небезызвестные новосибирцы Nuclear Losь (это был их самый первый приезд в Томск, и играли они тогда ещё не электронику, а вполне себе гитарную индустриально-шумовую музыку, при этом на гитаристе была футболка с немецкой группой D.A.F.). Фест произвёл неизгладимое впечатление. Ещё бы! Разные группы, о которых до этого я только читал на страницах «Рок-газеты Энск», предстали передо мной в живом обличии. А спустя восемь лет там же я посещал теперь уже тоже вполне легендарные хип-хоп мероприятия, на которых выступали первые томские рэп-команды и брейк-дансеры…

Актовый зал ТГПУ. Главный корпус «педа» памятен многими событиями. Там проходили разные
музыкально-поэтические акции (вроде «Дня рождения Макса Батурина» или «Дня татарской авиации»). Случались гастрольные выступления — скажем, «Калинова Моста» или экспериментаторов из «Тихого Театра». Ну и конечно, ежегодно проводились многочисленные фестивали «Студень» и «Оттепель» (на которых кто только не выступал: и «Африка», и «Танцы с Муравьями», и «Утро», и «Холодный Грок», и северские «The Крыша» и «Дети Застоя», и «Духи Цеха», и «Потерянное Пиво», и «ТБП»).

Вспомнить можно много чего ещё — история томской музыки последних двадцати лет интересна и заковыриста. Чего стоит эпопея той же «Ку-Ку-шКи», поменявшей пару мест расположения и знававшей много интересного — от гастролей «Чёрного Лукича», Умки и «Рады и Терновника» до электронных фестивалей «Буду Арт» и множества других концертов, вечеринок и мини-фестивальчиков.

Вопрос, который возникает постоянно, только один: ну почему же всё это по большей части варится в собственном соку? Практически не выходя на какие-то новые уровни? Ведь много было у нас прецедентов и попыток «музыкального экспорта»: «Дети Обруба» и «Будни Лепрозория» ездили на крупные инди-фестивали в столицы; s.p.u.l., Kovalsky и «Забытый Полк» издавались на столичных лейблах. Немаленькое количество групп перебралось туда на ПМЖ («Букинист», «ПодВодой», «The Крыша», s.p.u.l. да и множество других). Уже в 2000-​х многие группы тоже выбирались на рок-фесты разной степени «крутости»: Other Noises в Пермь, Dikobrothers, I Scream, «Жители Окраин» и другие в Екатеринбург, «Духи Цеха» в Челябинск…

В итоге, по большому счёту, заявить-то громко нам не о чем, кроме разве что отдельных персонажей, давно уехавших и добившихся там чего-то без оглядки на своё томское прошлое (как тот же гитарист из группы Гарика Сукачёва Дмитрий Варшавчик). Единственная, кто выбивается из этого ряда — Наталья Нелюбова с её универсальным этно-джаз-роком, который, как ни странно, вполне понятен и востребован и в Туве, и в Вене, и на Саянах, и в Нью-Йорке.

В остальном же я не знаю ответа на этот вопрос... Всё, что приходит мне на ум — цитата из Борис Борисыча: «У нас не глубинка, у нас глубина, и никакая волна не доходит до дна»...

Смотрите также