Оппозиция вышла на защиту митингов и пикетов (фото)
Ровно тринадцать месяцев назад в Москве на Триумфальной площади прошла первая акция в поддержку 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей гражданам свободу проводить митинги и демонстрации. И еще ни разу столичные власти не дали оппозиционерам разрешение на их проведение. Томск присоединился к общероссийскому движению «Стратегия-31» в мае этого года: тогда акция в поддержку 31-й статьи Конституции прошла перед СФТИ. Вторую томские оппозиционеры провели сегодня на площади Новособорной.
В 18.00 с традиционными плакатами с надписями «Россия без Путина!» и «За свободу!» на площади у фонтана выстроились представители томского отделения движения «Солидарность», «Объединенного Гражданского Фронта», КПРФ и других оппозиционных сил города.
— Мы собрались здесь, чтобы выразить протест тем действиям, которые предпринимает нынешний кремлевский режим для ограничения свободы граждан. Как дальше будут развиваться события, зависит от нас и нашей ответной реакции на давление со стороны власти. Предлагаю всем, кто желает, высказаться по данной проблеме, — агитировал собравшихся один из организаторов.
Желающих выступить нашлось немного, речи говорили в основном сами организаторы, среди которых было довольно много молодежи. Тем временем расположившиеся невдалеке милиционеры что-то помечали в своих блокнотах.
Среди пришедших были и те, кто явился на акцию с собственными плакатами, как, например, студентка Екатерина. Она стояла в толпе с листом формата А4, на котором было написано: «Владимир Владимирович Петрович — дура».
— На самом деле это такая попытка политкорректности, — пояснила девушка. — Меня на этот слоган натолкнуло интервью Владимира Путина в газете «КоммерсантЪ». Других мыслей после его прочтения у меня не возникло. Он считает нормальным говорить про битье людей по голове, не знает, кто такой Юрий Шевчук, ему рассказывают про второе дело Михаила Ходорковского — такой человек не может стоять у власти. В Томске не запрещают митинговать в отличие от Москвы и Питера, у нас все-таки медийная аномалия, у нас как-то попроще с оппозиционными выступлениями. То есть ты идешь на такую акцию и не боишься получить дубиной по голове, выражаясь языком премьер-министра. А вот когда я была 31 июля в Москве, я не пошла на Триумфальную площадь, потому что мне было страшно.
По словам представителя «Социалистов Томска» Даниила Тяжкуна, оппозиционеры в нашем городе в отличие от своих московских коллег не чувствуют особого давления со стороны властей при проведении тех или иных акций.
— Пока палки в колеса нам не вставляют, — признался он. — Лишь однажды нас пытались выгнать к СФТИ с площади Новособорной — на фонтане власти не очень охотно разрешают собираться, хотя место весьма козырное. Единственный вопрос, который нас интересует в связи с 31-й статьей Конституции — это Губернаторский квартал. Сам факт его существования — а там власти не разрешают проводить официальные собрания граждан — нарушает права, которые гарантированы этой самой статьей. Пока акции не запрещают, но это ненадолго — уже в сентябре, перед выборами в городскую думу, начнется другая песня. Например, добиться проведения пикетов или митингов у фонтана будет почти невозможно: нас будут отправлять к «Томским товарам», ссылаясь на то, что мы, дескать, будем мешать проходу граждан. Вот мы сейчас тут стоим, разве мы кому-то мешаем?
В свою очередь томич Виктор Николаевич уверен, что подобные акции малоэффективны — по его мнению, сегодня куда продуктивнее дискуссии в Интернете.
— Я пишу на сайте и получаю сотни ответных сообщений — где еще я найду столь благодарную и обширную аудиторию? — смеется томич. — Здесь, на акции, я могу что-то сказать, обратиться к собравшимся, но сколько человек при этом меня поймут, услышат? Единицы! А в Интернете люди могут не только прочесть твое сообщение, но и ответить на него, высказать свою точку зрения, поспорить…
Среди выступавших на акции в защиту 31-й статьи Конституции не было слышно ее главного организатора — руководителя томского отделения движения «Солидарность» Ивана Тютрина. Он время от времени мелькал в толпе, беседовал с коллегами и журналистами, однако к мегафону так и не подошел. На вопрос, почему он не стал выступать перед собравшимися, Иван Тютрин ответил, что за него все уже сказали предыдущие ораторы.
— Аналогичные выступления сегодня проходят в двадцати регионах страны. И в половине они запрещены, а во второй половине разрешены, в том числе и в Томске. При этом я бы не стал говорить о лояльности наших властей, скорее, у них уже есть опыт. Мы достаточно часто проводим какие-то пикеты или митинги, и чиновники уже знают, что от нас ожидать. Они понимают, что издержки от разгона акций будут гораздо больше, нежели от их разрешения. В преддверии выборов в гордуму уже заметно некоторое ужесточение, связанное с деятельностью куратора выборов от «Единой России» Михаила Бабича. Этот человек, возможно, станет следующим губернатором Томской области. Мы навели справки о нем и выяснили, что этот человек имеет плохую репутацию. Если он станет губернатором, мы получим очень тяжелую обстановку в регионе.
Что касается Губернаторского квартала, то здесь руководитель «Солидарности» не столь принципиален, как «Социалисты Томска».
— Конечно, будь на моем месте Эдуард Лимонов, он бы пошел протестовать к «белому дому». Потому что для любой оппозиции разгон, дубинки по голове — это более эффектно, это приковывает больше внимания, нежели такие вот мирные акции. Но мы пошли по другому пути. Мы считаем, что если такие вот акции помогают людям проявлять свою гражданскую позицию и вместе с тем усиливают наши возможности по привлечению сочувствующих, то нас такой вариант вполне устраивает. Но если от активистов других оппозиционных сил поступит предложение устроить акцию у здания областной администрации, мы его рассмотрим.
Акция длилась около часа и прошла без каких-либо инцидентов. Граждане мирно собрались, мирно высказались и так же мирно разошлись по домам. А уже через несколько часов федеральные СМИ сообщили, что акции в защиту 31-й статьи Конституции в Москве и Санкт-Петербурге завершились очередным побоищем и задержаниями. Как и предсказывал Владимир Владимирович в интервью «Коммерсанту»…