Школы хотят стать автономными
В области готовятся принять около 11 тысяч первоклассников. Об этом сегодня на пресс-конференции в Интерфаксе, посвященной подготовке школ к новому учебному году, заявил начальник областного департамента общего образования Леонид Глок. По его словам, в 12 муниципалитетах области из 20 школы полностью готовы к приему учеников, однако ситуация по количеству принятых учреждений меняется каждый день. Работа комиссий по приемке завершится 25 августа.
В этом году на подготовку школ области к новому учебному году из бюджетов различных уровней выделено 350 млн рублей. При этом на капремонт шести образовательных учреждений выделено 97 млн, до конца года все они получат обновленные здания. Кроме того, в этом году введут в эксплуатацию две новые школы — в Нарге Молчановского района и на Басандайке Томского района. Последняя строится по новому проекту, который планируют использовать для населенных пунктов, где школы уже нельзя отремонтировать, а можно только снести и построить новые. По словам Леонида Глока, таких в области десять, и эту проблему планируют решить в течение трех лет.
— Губернатор поставил перед нами задачу к 2014 году забыть про ремонт сельских школ и взяться за школы в районных центрах, — заявил Леонид Глок. — Там тоже есть проблемы, причем очень серьезные. Школы там, как правило, — это кирпичные здания с деревянными перекрытиями. Дерево имеет свойство ветшать и даже гнить, поэтому нужно менять перекрытия. Ремонт такого рода — очень большой и затратный. Сейчас школа №1 в Мельниково находится на этом ремонте — последняя поездка губернатора привела к тому, что 20 миллионов рублей выделено для того, чтобы завершить работы до нового года.
Закрылось в этом году шесть малокомплектных школ (всего их в области 150). В Томске сейчас три малокомплектные школы, из них закрыть планируют только школу №20, а вот школу в Эуште сохранят, несмотря на то, что там чуть больше 30 учеников. С учетом строительства там дороги и в целом активной застройки левобережья Томи, власти прогнозируют развитие села и увеличение его населения.
— Там, где можно, мы сохраняем школу. Очень часто учебные заведения закрываются или реорганизуются по просьбе родителей. Однако главная причина для закрытия — отсутствие высококвалифицированных рабочих кадров и близость достаточно крупной школы, — поясняет Леонид Глок. — Сейчас ведь очень многие школы — например, в Кожевниковском районе, превратились в филиалы более крупных, откуда приезжают учителя и проводят занятия. На селе вообще главная проблема в том, что учитель есть, а специалиста нет. Это, как правило, относится к иностранным языкам, математике, информатике. Мы пытаемся решать эту проблему за счет переподготовки специалистов.
Еще одна актуальная проблема для образовательных учреждений области — переход в статус автономных. Напомним, что согласно 83 Федеральному закону, который вступит в силу 1 января 2011 года, все образовательные учреждения должны в течение года стать либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. По словам Леонида Глока, большинство руководителей школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования хотят стать автономными, поскольку так они будут свободны в использовании как бюджетных средств, так и в зарабатывании денег. Это не значит, что образовательные услуги в них станут платными — федеральный образовательный стандарт так и останется бесплатным, согласно законодательству РФ. Другое дело, что, будучи в автономном статусе, любое образовательное учреждение сможет вводить дополнительные услуги, и не только образовательные.
— Образование бесплатным не бывает, другое дело — кто за него платит. Государство платит за реализацию федерального образовательного стандарта, — подчеркнул Леонид Глок. — Мы переходим с 2011 года на федеральный образовательный стандарт в первом классе, а там вводится дополнительно до 30 процентов нагрузки дополнительно в учебный план школы. И по логике этот учебный план весь должен оплачиваться из бюджета. Так вот, в бюджете Томской области таких денег нет. Поэтому нам 2011 год нужен для разработки нормативов, которые для первоклассников будут одни, а для остальных школьников — другие, и все это нужно включить в финансовый план области. Вот у меня сегодня нет понимания того, как мы будем платить эти дополнительные 30 процентов. А ведь эти проценты — это образование, которое будет даваться наряду с основным, то есть не просто курсы кройки и шитья, а углубленное изучение предметов, которые выберет ученик.
В заключение пресс-конференции Леонид Глок отметил, что дефицита педагогических кадров в области нет. При этом из 7,5 тыс. учителей только 64 процента имеют полную нагрузку — ставка и выше, а средняя зарплата педагога по области составляет 14 973 рубля.