Жильцов общежития на Усова попросили подождать еще полгода
На этой неделе, с понедельника по четверг, жители общежития по улице Усова, 66, проводили пикеты на Новособорной, чтобы обратить внимание на проблему их выселения. Внимания добиться все-таки удалось — после серии протестных акций им предложил встретиться Кирилл Новожилов, депутат гордумы и бывший директор «Сибэлектромотора» — предприятия, которому раньше принадлежало общежитие.
Несколько лет назад здание было продано ООО «Усова, 66». Сами жители несколько раз обращались в эту компанию с заявлением о выкупе своих квартир по остаточной стоимости, но им было отказано. По словам жильцов — а их в общежитии более 300, они регулярно получают уведомления о выселении, а оплата коммунальных услуг по необоснованно завышенным тарифам не доходит до поставщиков, из-за чего за жителями числятся большие долги. А в этом году в отношении некоторых жильцов были направлены иски в суды о выселении без права предоставления другой жилплощади.
Потом ООО прекратило свое существование, и здание было оформлено на физических лиц, которые являлись руководителями «Усова, 66». С этого момента все судебные решения по искам жильцов против ООО — а они были в пользу жителей — аннулировались в связи с его ликвидацией. То же самое с прокурорскими проверками — неоднократно они выявляли нарушения в начислениях платы за комуслуги и содержании помещений, однако теперь предъявлять их некому в связи с банкротством ООО.
В четверг, после последнего запланированного пикета, 13 человек — инициативная группа жильцов — отнесли резолюцию со своими требованиями на имя градоначальника Николая Николайчука в мэрию.
Главное в послании властям выделено жирным шрифтом: если никаких действий по-прежнему не будет принято, жильцы перейдут к другим формам протеста, в том числе к массовой голодовке. Несмотря на серьезность своих намерений и решимость идти до конца, все женщины-члены инициативной группы много шутят и улыбаются. «Мы все нагрустились уже, сколько можно. Я сегодня всю ночь не спала из-за этого всего», — признается одна из жительниц.
До встречи с Новожиловым остается еще полтора часа, однако вся инициативная группа садится в троллейбус и едет в офис «Томского энергокомплекса», руководителем которого он является в настоящее время. В транспорте одна из женщин замечает, что в следующий раз хорошо бы, чтобы сам депутат к ним приехал — адрес ему прекрасно известен.
На месте протестующие чинно усаживаются на стульчики возле проходной. Охранник, поинтересовавшись целью такого наплыва посетителей, говорит женщинам, что видел их по телевизору. Те усмехаются: «Да, мы теперь телезвезды». Затем их приглашают в офис к гендиректору, который запаздывает. Жительницы занимают места за длинным столом для совещаний, а помощница гендиректора предлагает им кофе и еще раз передает извинения депутата за опоздание. Появившись, Новожилов сразу переходит к делу.
— С энергетиками я договорился, свет отключать у вас не будут. Воду отключать тоже не будут. С тепловиками хуже ситуация, но я договорюсь. Судами по этому вопросу занимается мэрия. Результат, по моему мнению — «фифти-фифти». Сейчас эта сделка — перевод здания с ООО на физических лиц — отыгрывается назад, потому что даже первокурсник юрфака скажет, что без согласия внешнего наблюдающего они это делать не имели права. В суд подаются документы, запрос в прокуратуру о том, что они совершили махинацию. По сути, это увод актива от банкротства — они были акционерами «Усова, 66», и перевели все на себя, как физических лиц. Подают в суд кредиторы, потому что этот актив являлся залогом того, что ООО выполнит свои обязательства перед ними. Я собрал всех кредиторов по этому предприятию — это, в основном, кредиторы за услуги ЖКХ.
План спасения, предложенный Новожиловым, таков — доказать в суде незаконность сделки и заставить новых владельцев вернуться к форме ООО. Далее нужно объявить в отношении «Усова, 66» процедуру банкротства и выставить его на торги. На торгах, под контролем власти и общественности, организовать его продажу подконтрольной структуре, которая в дальнейшем будет решать вопрос о передаче общежития жильцам. Деньги от продажи пойдут в счет кредиторов, с которыми депутат обещал договориться.
— Сейчас главная задача — чтобы имущество опять попало под арест, чтобы они не могли никакие действия совершать по его продаже. Все это подается в суд и параллельно еще будет прокуратура отслеживать. У них сейчас около двух миллионов долгов — мы ждали, пока долг накопится, потому что если бы там было 200 тысяч — они бы легко расплатились, и процедуру банкротства провести бы не удалось. Поэтому я эту схему и не рассказывал раньше. Они каждый месяц эти долги накапливают, выплачивать они их не будут — значит, долги будут только расти, — пояснил инициативной группе Кирилл Новожилов.
По его словам, с новыми хозяевами общежития пытались договориться и неоднократно, однако те пошли на принцип и запросили за него цену даже больше рыночной и куда больше тех инвестиций, которые они вложили. «Теперь мы с ними начали войну», — заявил депутат инициативной группе.
— По поводу платежей — если вы платите, то поддерживаете их — а они не платят кредиторам ничего. Но если вы не платите — у них возникает очередной повод для подачи иска в суд. Скорее всего, здесь какую-то середину надо выдерживать — для того, чтобы они не могли подать иск. Они ведь не платят ни копейки принципиально и через это возвращают свои инвестиции. Все, что вы платите, уходит к ним в карман — по сути, неизвестно куда. С другой стороны — все, что вы заплатили, с вас никто не взыщет. Дело в том, что напрямую долги оплатить невозможно — только через собственников. Просто будете вы платить или не будете – вы этим ситуацию никак не измените. Я думаю, что надо не платить, а подать в суд — условно, на необоснованность — а потом, когда все завершим, поставить своего управляющего, чтобы он суды эти проиграл, и все. И я буду с кредиторами сам разбираться.
Новожилов также предложил жителям своего юриста. По его словам, когда ООО «Усова, 66» выкупят и поставят своего управляющего, он будет действовать в рамках договора с кредиторами и, скорее всего, возвращать долги жителям не придется.
Однако до этого момента, по сути, мало чем можно помочь жильцам общежития, перед которыми не менее остро, чем вопрос задолженностей, стоит проблема аварийности здания — если что-то случится, собственников ведь не найдешь. По словам депутата, нет законных оснований привлечь к ремонту общежития бюджетные деньги — потому что это частная собственность. «Я вам не обещаю, что смогу за две недели этот вопрос решить, я думаю, что все процедуры шесть-восемь месяцев», — заявил он жительницам, однако подтвердил свою готовность встречаться с ними и информировать о предпринимаемых мерах каждые две недели.
Напоследок депутат попросил жителей общежития сделать выбор — встречаться с ним либо на акциях протеста, либо у него в кабинете. При этом он подчеркнул, что бросать решение проблемы с общежитием не собирается, поскольку теперь связан денежными обязательствами перед кредиторами.
— Возможно, я какую-то ошибку совершил, хотя делал все в рамках законодательства, а приватизировалось общежитие не при мне. Я согласен, что проблема у вас огромная, и ее надо решать. Но вы поймите, что ни коммунисты, ни справедливороссы вам не помогут. То, что я делаю — договариваюсь с энергетиками, с тепловиками — они этого делать не будут, — пояснил Новожилов.
Инициативная группа в ответ заявила депутату, что если будет решаться вопрос, то пикеты им будут не нужны. Однако из здания женщины вышли, серьезно задумавшись. С одной стороны, они услышали о готовности им помочь, однако слышат они об этом не в первый раз. С тех пор, как все это началось, прошло уже полтора года, и не совсем понятно, стоит ли терпеть и ждать еще шесть-восемь месяцев, о которых говорил депутат.
Пока же жильцы общежития не приняли окончательного решения — смириться им с еще одним неопределенным периодом ожидания или пробовать добиться правды, продолжая акции протеста. В конце концов, ведь только после серии пикетов Новожилов согласился с ними встретиться...