9 июля, вторник
+13°$ 88,17
Прочтений: 3321

Рабочие «Томского подшипника» готовы пойти на крайние меры

Рабочие «Томского подшипника» готовы пойти на крайние меры
Фото: http://ura.ru

Накануне работники «Томского подшипника» вышли на пикеты, которые прошли на площади Новособорной и остановке «Путепровод» с интервалом в два часа. Точнее, на акцию протеста в центре города вышли представители томского отделения КПРФ, а сами рабочие отправились на Пушкина, 65, где располагается предприятие, задолжавшее своим сотрудникам 48 миллионов рублей. Часть долга, весьма скромная, была выплачена руководством двенадцати работникам, участвовавшим в недельной голодовке. Остальные 70 человек ждут, когда, наконец, очередь дойдет и до них.

Сегодня работники вновь собрались возле проходной подшипникового завода, чтобы решить, что делать дальше. Собравшиеся ждали депутата городской думы и по совместительству первого секретаря томского обкома КПРФ Алексея Федорова, который накануне пообещал оказать рабочим юридическую помощь в организации новых протестных акций. Наконец, народный избранник в окружении соратников по партии появился. В то же время охрана на проходной, глядя на происходящее, на всякий случай закрыла ворота.

— Мы ознакомились с законодательством и составили обращение к губернатору области с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся на заводе, — сказал депутат и зачитал текст документа. Среди требований, выдвинутых в обращении — организовать встречу главы региона с коллективом и собственником предприятия. На ней должна быть определена точная дата одномоментного погашения задолженности по зарплате работникам, а также разработать пути и методы сохранения завода. Обращение представители пообещали направить главе региона сегодня. Если в течение трех дней не последует никакой реакции, рабочие готовы выйти на митинг, а затем объявить голодовку. Выбирая место для первой акции, рабочие остановились на площадке перед автоцентром на Пушкина, 61. в свою очередь коммунисты пообещали подать заявления на проведение митинга и голодовки в соответствующие органы.

Пока представители КПРФ собирали подписи под обращением губернатору, с другой стороны ворот подъехал микроавтобус. Однако рабочие отказались его пропускать. Обстановка накалялась. Посигналив, водитель машины выскочил наружу, осыпая преградивших ему путь людей бранными словами. Те ответили ему тем же. В этот момент охрана открыла ворота, пытаясь пропустить транспорт, а водитель, не церемонясь, начал движение. Однако далеко уехать он не смог — через полметра он уперся бампером в толпу. Завязалась перепалка, водитель в одиночку пытался перекричать сто человек. Возбужденную толпу успокаивал Алексей Федоров. Не сразу выяснилось, что в машине ехал не представитель администрации завода, а сотрудник находящегося рядом экономико-промышленного колледжа. Лишь тогда народ успокоился и пропустил микроавтобус.

«А пошлите на территорию завода!» — предложила одна из работниц. Толпа с удовольствием поддержала эту идею и двинулась через ворота к памятнику, стоящему в центре площадки перед зданием завода. Здесь присутствующие успокоились и разбились на группы, чтобы обсудить все происходящее.

В разговоре нескольких женщин зазвучали упреки в адрес их коллег, которые участвовали в голодовке и уже получили причитающиеся им деньги.

— Перед голодовкой они заключили соглашение с руководством, что голодать будут за всех нас, чтобы всем в итоге выплатили деньги — пояснила пожилая работница. — А в итоге им выдали их долги, и они все прекратили. Сегодня тут только один из участников голодовки присутствует, остальные не пришли вообще.

Участника голодовки, который пришел на очередной сбор рабочих, звали Сергей Чернаков. Он выглядел бодрым и подтянутым, несмотря на недельное ограничение в пище. «Я спортсмен, и по здоровью дам фору любому двадцатилетнему парню. Я в свое время сгонял и по двенадцать килограмм веса, так что, можно сказать, мне не привыкать к таким вещам», — улыбался он.

— Вообще, я здесь не только потому, что мне нечем кормить семью. Дело в том, что мы, участники голодовки, говорили еще и о сохранении завода, о сохранении производства. Ведь возраст подавляющего большинства присутствующих здесь работников — за сорок лет. Мне самому 54 года, и меня уже никуда не берут на работу. Если завод будет работать, то и мы будем при месте. А так податься нам некуда. Кроме того, меня удивляет поведение губернатора, которые в кризис едет к Путину просить денег на «Томь». А тем временем мы с ноября 2008 года сидим без средств к существованию. Нам не на что купить продукты, нечем заплатить за комуслуги, за кредиты, все сидим в долгах, которые не может вернуть.

Неожиданно к собравшимся подошел исполняющий обязанности директора ЗАО «Томский подшипник» Анатолий Симакович. Со всех сторон к нему посыпались претензии и вопросы. Чаще всего работники спрашивали, где сейчас находится собственник предприятия Сергей Магазов и когда начнут выплачивать оставшуюся задолженность.

— Собственник пока в Новокузнецке, у него умер родственник, он уехал на похороны, но сегодня днем он вернется в Томск. Если рабочий коллектив захочет организовать с ним встречу, то никто препятствовать не будет, — сказал Симакович.

Сложнее было ответить на вопрос, каким образом у завода возник такой большой долг перед сотрудниками.

— Когда несколько лет назад стало ясно, что продукция предприятия раскупается с трудом и у завода возникают финансовые сложности, было решено начать продавать часть оборудования и прекратить производство на несколько месяцев. Однако позже мы поняли, что процесс затянется на более долгий срок. Только сейчас пошли реальные заказы, пошли какие-то деньги, которые мы можем пустить на погашение долга — до этого средств на эти цели просто не было. Уверяю вас, мы хотим сохранить коллектив, хотим сохранить производство.

Кто-то из присутствующих поинтересовался у исполняющего обязанности директора завода, куда делись 183 миллиона рублей, которые Москва в начале года выделяла предприятию на погашение задолженности.

— Где эти деньги, которые якобы выделила нам федерация, я понятия не имею. Ими сейчас занимаются соответствующие органы — были они или не были. Я этими деньгами не занимался и врать вам про них не буду.

— Нам Магазов обещал, что 6 июля что-то продадут, и сразу появятся деньги, чтобы выплатить все долги. Где эти деньги? — кричали в толпе.

— Тогда должен был пройти аукцион, но он не состоялся — была продана только одна машина из тех, что не будут использоваться в дальнейшем производстве. Оно, мы надеемся, будет возобновлено в 2012 году, — отвечал Симакович.

— Мы вам не верим больше! — кричали женщины в ответ.

Напоследок исполняющий обязанности директора ЗАО «Томский подшипник» вновь повторил сказанное ранее собственником: деньги на погашение остальной задолженности будут выделяться каждую неделю в размере двух миллионов рублей. При этом он подчеркнул, что все долги выплатят к середине сентября. На вопрос, как руководство планирует уложиться в эти сроки, если общий долг составляет 48 миллионов, и, выплачивая по два миллиона в неделю, собственник будет возвращать долги минимум полгода, Анатолий Симакович заявил следующее:

— Сейчас главное не остановиться с выплатами. Чтобы не получилось так, что мы голодающим отдали почти два миллиона, и все. Если процесс, хоть и медленно, но будет продвигаться, тогда народ поверит руководству, и никому не придется организовывать голодовку вновь.

Уходили рабочие под пристальными взорами милиционеров, которые вдруг возникли рядом с проходной. Когда стражам порядка и сотрудникам предприятия придется встретиться вновь, покажет время.

Смотрите также