Парковка своими руками
С приходом лета в Томске вновь остро встала проблема парковочных мест. Их нехватка заставляет водителей идти на крайние меры, в том числе — нарушать закон, паркуясь на газонах и детских площадках. Между тем парковка в неположенном месте грозит владельцам автомобилей не только недовольством жителей прилегающих домов, но и штрафом.
Контролем за соблюдением статьи 8.24 областного Кодекса об административных правонарушениях — именно в ней прописаны правила парковки — сегодня занимается городское управление охраны окружающей среды и природного комплекса. Накануне в агентстве «Интерфакс» главный специалист ведомства Андрей Глухих рассказал, как его сотрудники ведут поимку нарушителей.
По его словам, этой работой управление занимается с 2008 года. В прошлом году по протесту прокуратуры полномочия по составлению административных протоколов с муниципальных органов были сняты. Однако нынешней весной, после внесения изменений в областной КоАП, эти полномочия управлению охраны окружающей среды и природного комплекса были возвращены.
— Согласно статье кодекса, запрещено оставлять машины на газонах, территориях общего пользования, детских площадках и т.д. Несоблюдение этих требований карается штрафом. При первом нарушении — это тысяча рублей, при повторном — две тысячи, — говорит Андрей Глухих.
Он также отметил, что рейды по выявлению водителей, не соблюдающих требования закона, проходят еженедельно. Как правило, поиск нарушителей ведется рано утром, в обед и вечером — в эти часы больше всего машин припарковано в запрещенных местах. Автомобили нарушителей фотографируют, затем делают официальный запрос в ГАИ, чтобы установить имя владельца. Затем заказным письмом с уведомлением нарушителя приглашают в управление для составления административного протокола. Документ направляется в городскую административную комиссию, где принимается окончательное решение: штрафовать нарушителя или на первый раз ограничиться предупреждением.
— Если человек не является в управление, на него все равно составляется протокол. Это делается в присутствии двух понятых. В документе фиксируем нарушение и факт неприбытия владельца авто на процедуру оформления протокола. Копию бумаг отсылаем гражданину. В случае повторной неявки и при условии, что комиссия решила его оштрафовать, документы направляются в службу приставов, которые спустя определенное время придут к нему домой, — поясняет главный специалист городского управления охраны окружающей среды и природного комплекса.
Андрей Глухих добавил, что на данный момент составлено 27 протоколов о нарушениях, 20 из них находятся в работе. При этом, подчеркнул он, основная цель работы его ведомства — не наказывать водителей, а вести профилактику таких нарушений среди граждан. «Поначалу, чтобы усилить эффект, мы писали предупреждения об ответственности за парковку в неположенных местах на бумажках и оставляли их за «дворниками» на машинах нарушителей. Однако это нам совершенно не помогло», — признался Глухих.
Поэтому решено было отказаться от такого метода и перейти к более действенному — штрафам. Поначалу к этой мере прибегали часто — только за 2008 год штрафов было выписано более сотни. Затем начали действовать более избирательно, — говорит Андрей Глухих.
— Является та или иная территория газоном, каковы размеры детской площадки, где заканчивается зона общего пользования — вопросы не из легких. Газоном считается плодородный слой почвы, ограниченный бордюром. Если трава на этом участке есть, а бордюра нет, то доказать, что это газон, уже сложнее. В таких случаях обращаемся за помощью в районные администрации, где лучше знают, в каком месте расположены газон или детская площадка.
Сталкивается в своей работе управления и с другими проблемами. Среди них — слишком долгое ожидание информации о владельцах машин.
— Сделав запрос в ГАИ, мы получим нужные сведения только через три-четыре недели. А за рубежом, например, существует общая электронная база данных. То есть, если я сегодня зафиксировал машину нарушителя, то уже через час смогу узнать имя ее владельца и предъявить ему претензии, — говорит Андрей Глухих.
Тем не менее, представитель ведомства соглашается, что штрафами всех проблем не решить — порой людям действительно просто некуда поставить машины, потому что в городе катастрофически не хватает парковочных зон.
— В советское время, когда строился Каштак и другие микрорайны, исходили из расчета, что на тысячу жителей приходится 20 автомобилей. Сегодня ситуация кардинально поменялась. Так, в прошлом году на тысячу томичей приходилось уже 300 машин, в нынешнем их будет уже 400. При этом дороги остались прежними, парковок сильно не прибавилось.
В таких условиях жители могут сами сделать парковку возле своего дома, получив соответствующее разрешение властей, рассказывает Андрей Глухих. Технология проста: люди пишут заявление в районную администрацию, обозначают желаемые границы для парковки, делают в этом месте твердое основание и затем ставят машины. Такие примеры уже есть, например, этой возможностью воспользовались жильцы дома по улице Беринга, 22.
Некоторые томичи в борьбе за свои газоны и цветники начинают самостоятельно огораживать их подручными приспособлениями. Эти действия незаконны, говорит главный специалист городского управление охраны окружающей среды и природного комплекса, потому что земля на придомовой территории — собственность муниципалитета.
— Есть более законные способы борьбы с теми, кто паркуется в неположенных местах. Достаточно сфотографировать машину на газоне или площадке и написать нам заявление на электронную почту gar@admin.tomsk.ru, указав адрес, дату и время нарушения, а также составить пояснительную записку. Сразу скажу, что с анонимными документами мы не работаем, потому что по закону мы должны потом уведомить заявителя о принятых мерах. Отмечу, что таких заявлений в последнее время поступает все больше. Видимо, граждане ощутили реальный механизм воздействия на нарушителей, — добавил Глухих.