9 июля, вторник
+14°$ 88,17
Прочтений: 6577

Таксисты пошли в «бордюрщики»

Таксисты пошли в «бордюрщики»
Фото: www.omsk4.ru

Прошел ровно месяц, как в силу вступил областной закон, регламентирующий работу такси. Этого времени хватило, чтобы понять: закон требует тщательной доработки. Свидетельство тому — недовольство самих перевозчиков и то, что многие из них, боясь непомерных штрафов, переходят в ряды так называемых «бордюрщиков». То есть становятся водителями такси, которые нигде официально не зарегистрированы. Такие перевозчики не платят налогов и не проходят соответствующие осмотры перед выездом на линию. А значит, поездка на подобном транспорте может закончиться для пассажира чем угодно.

Этот вопрос в очередной раз обсуждался на сегодняшнем совещании в областной администрации. На нем, помимо самих перевозчиков, присутствовали замгубернатора Юрий Сухоплюев, руководство ГИБДД и представители Госавтодорнадзора.

Для начала и.о. начальника областного ГИБДД Алексей Соболев поделился данными статистики.

— Сегодня в области десять процентов аварий происходит с участием такси. Помимо этого, нередки ДТП с участием микроавтобусов — две таких крупных аварии зафиксированы в 2009 году. В первой погибли два человека, девять получили ранения, во втором два пассажира погибли, три получили ранения. После принятия закона о такси мы проверили 6 923 транспортных средств. В итоге к административной ответственности по правилам дорожного движения привлечено 2 711 водителей легковых такси. Составлено 66 материалов за нарушение правил перевозок, из них 52 — на индивидуальных предпринимателей, 14 — на юридические лица. Штраф в размере десять тысяч рублей наложен на 12 предпринимателей, шесть материалов прекращены, остальные находятся в суде или отправлены на доработку.

По мнению Алексея Соболева, после принятия закона о такси ситуация с частными перевозчиками на томских дорогах улучшилась. «За последний месяц не произошло ни одной аварии с участием маршрутных такси. Да и сами перевозчики, и граждане неоднократно отмечали улучшения на дорогах», — подчеркнул руководитель ГИБДД.

В свою очередь замгубернатора Юрий Сухоплюев призвал перевозчиков не стесняться и вносить свои предложения. На это Алексей Соболев заметил, что у предпринимателей нет предложений, вместо этого они всячески пытаются уйти от ответственности. «Закону не хватает лишь одного пункта — ответственности физических лиц», — добавил он, имея в виду таксистов-нелегалов.

Дополнил статистические данные заместитель начальника Госавтодорнадзора по Томской области Иван Бубеннов. По его словам, сегодня на территории региона насчитывается 1 673 частных перевозчика, из которых 264 — юридические лица. Однако в этом списке нет «бордюрщиков», число которых на 60 процентов превышает количество официально зарегистрированных частников.

— Сейчас мы проводим проверки не после выхода водителя на линию, а смотрим весь технологический процесс. Инициируются такие рейды после сообщений ГИБДД об участии водителей этих фирм в ДТП. За последние месяцы по Томску мы провели 12 проверок предпринимателей и юридических лиц, а по области — 35. Отмечу, что закон реально работает. Частники начали выдавать водителям путевые листы, что говорит о прохождении ими медицинского и технического осмотров, диспетчеры стали проходить обучение. Раньше было такое представление: диспетчер сидит на телефоне, принимает заказы и ни за что не отвечает. На деле же он несет ответственность за качество обслуживания.

После принятия закона большинство перевозчиков начали стремиться выполнять установленные требования — никому не хочется платить огромные штрафы. Что касается «бордюрщиков», то их никто не контролирует — нет такой возможности, поскольку официально они нигде не зарегистрированы. Тем не менее, отметил Иван Бубеннов, уже достигнута договоренность между Госавтодорнадзором, ГИБДД и налоговой, согласно которой ведется выявление нелегалов. Только за прошедшую неделю составлено шесть таких протоколов за незаконное предпринимательство.

— Вы штрафами не увлекайтесь, — призвал представителей контролирующих служб Юрий Сухоплюев. — Без них, конечно, не обойтись, но они же частники, им нужно зарабатывать, поэтому тут необходимо найти золотую середину, а не только штрафовать.

Особое внимание замруководителя Госавтодорнадзора обратил на ситуацию с междугородними перевозчиками, которая также требует серьезного контроля.

— Речь идет, в первую очередь, о перевозчиках, которые едут из Молчановского, Кривошеинского районов области. Я смотрел объявления и увидел, как свои услуги предлагает перевозчик, который в прошлом году передал управление микроавтобусом несовершеннолетнему сыну, в итоге произошла авария, погибли люди. Таких перевозчиков надо убирать с рынка.

В очередной раз поднимался вопрос организации специальных стоянок для такси. По словам председателя городского комитета по транспорту Николая Клокотина, для этих целей выбрано семь точек: в районе Томска-I, на Фрунзе, 119, Ленина, 217, Иркутском тракте, 96 и 102, Нахановича, 4, на площади Жукова и Красноармейской, 44. Со временем планируется, что этих стоянок станет больше.

Наконец слово дали самим перевозчикам в лице председателя некоммерческого партнерства «Объединение томских такси» Евгения Иванова. Он был краток и начал сразу с главного.

— Перевозчиков, пополняющих ряды «бордющиков», с каждым днем все больше. Нормально работать они не дают. Простой пример: сегодня уже невозможно подъехать к гостинице на Томске-I, потому что нас буквально не подпускают к зданию. Приходится диспетчеру звонить клиенту и просить его пройти от гостиницы подальше, чтобы сесть в машину. Еще нас беспокоит тот факт, что деятельность незарегистрированных перевозчиков практически никак не отслеживается. В законе прописаны требования к частникам, работающим легально, про «бордюрщиков» нет ни слова.

Недовольны частные перевозчики и размерами штрафов, которые грозят за нарушения требований областного закона о такси.

— Статья Административного кодекса РФ предусматривает штрафы за нарушение правил перевозки пассажиров от 500 до 700 рублей. А в областном кодексе за аналогичные нарушения перевозчикам грозит штраф от десяти тысяч до 500 тысяч.

— Ну это предложение ГИБДД было, — вставил Юрий Сухоплюев. В зале раздался смех.

Еще одно предложение перевозчиков — выдавать предписания частникам в случае выявления нарушений в первый раз, а не штрафовать незамедлительно. «Такие штрафы разорительны для бизнеса. А мы пока учимся, исправляем ситуацию, нам нужно время», — пояснил Евгений Иванов.

Последнее слово было за юристом обладминистрации, которая рассказала о тех предложениях, которые внесли ГИБДД и Госавтодорнадзор в качестве возможных поправок к закону о такси.

— Предлагается поделить маршруты на три категории: городские, пригородные и междугородные. Допуск на два последних маршрута — предоставлять на конкурсной основе. Кроме того, предлагается выработать механизм привлечения к ответственности физических лиц. Что касается штрафов, то в первом варианте речь идет о сумме от пяти до десяти тысяч рублей, при повторном нарушении — до 30 тысяч, а ГИБДД предлагает еще большие суммы штрафов — от десяти до 30 тысяч, а при повторном нарушении — до 50 тысяч рублей. Позиция юристов администрации области такова: физические лица должны привлекаться по федеральному законодательству за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности. Отмечу, что предложенные суммы штрафов превышают установленные федеральным кодексом. По нему максимальный размер штрафа для физлиц — пять тысяч рублей.

По сути, диалога между контролирующими органами и перевозчиками не получилось. Тон, заданный руководством ГИБДД, явно не способствовал созданию доверительной атмосферы. И призывы замгубернатора Сухоплюева к перевозчикам задавать вопросы и объединять усилия с властью для работы над поправками к закону о такси повисали в воздухе. В итоге согласились выступить со своими предложениями только два предпринимателя. Остальные всю встречу просидели молча. Что будет с пассажирскими перевозками в Томске дальше, покажет время.

Смотрите также