Жильцы с Усова, 66, готовы на крайние меры (фото)
Жильцы общежития по улице Усова, 66, вышли сегодня на пикет. Акция протеста проходила на Новособорной, которую к тому времени заполонили выпускники старших классов, празднующие свой последний звонок. Пикет жильцов общежития тоже символизировал некий последний звонок, точнее, последнюю каплю, которая переполнила их чашу терпения. Больше года идет борьба с новыми собственниками здания, которая может обернуться для людей потерей жилья.
Участники пикета — женщины и дети — молча встали рядом с фонтаном, молча развернули плакаты, молча начали акцию против нарушения своих прав.
— Когда-то наше общежитие принадлежало «Сибэлектромотору». Комнату получили, потому что мой муж работал на этом предприятии. Затем мы узнали, что у здания появился новый хозяин — ООО «Усова, 66». Причем выяснилось это после получения платежек за коммунальные услуги, в которых был указан новый получатель платежа и новые показатели, завышенные в разы. А теперь этот новый владелец нас выселяет, — рассказывает участница акции Валида. Вместе с ней на пикет пришел и сын, который терпеливо стоял рядом, держа маленький плакат с надписью: «Руки прочь от общежития!»
Другая участница пикета, Татьяна, пришла на площадь с двумя детьми, младшему нет и полугода. Малыш улыбается, глядя в объективы нацеленных на него камер, и тянет ручонки. Ребенок не знает, что не так давно и на его имя пришло уведомление о выселении. «Такие уведомления пришли почти на всех детей, проживающих в общежитии», — говорит томичка и вспоминает события годичной давности.
— В мае 2009 года нам пришли новые платежки, где говорилось, что собственником стало ООО «Усова, 66», а собственность из ведомственной стал частной. Потом стали появляться неизвестные люди, однажды даже с автоматами ходили по комнатам, просили заключать договоры коммерческого найма с новым владельцем. Это грозило нам повышением квартплаты, а также заменой постоянной прописки на временную. При этом сам договор заключается на год, и не факт, что по истечении срока владелец перезаключит его и продлит прописку. И люди могут просто потерять жилье.
Поскольку в общежитии остались в основном люди малообеспеченные, говорит Татьяна, всем им для получения соцпособий нужны справки о составе семьи, которые ООО перестало выдавать. Некоторые в итоге вынуждены были заключить новые договоры, чтобы выжить. Собственники заверяют, что пока договоры не подпишет половина жильцов, ничего не изменится. Но как только это произойдет, будет считаться, что все жители заключили договоры коммерческого найма, а значит, их регистрации станут временными и истекут через год. Что будет дальше — неизвестно.
— Все жители муниципалитета имеют право на бесплатную приватизацию своего жилья. Мы, жильцы общежития, проживающие в нем по 15, 30 и даже 45 лет, считаем, что имеем аналогичное право на приватизацию своих комнат. Однако не можем ее осуществить, поскольку нет документов, подтверждающих наши права на эту собственность — они были украдены, — поясняет жительница общежития.
Со слов Татьяны, когда «Сибэлектромотор» продавал общежитие фирме «Усова, 66» — ее создал тогдашний гендиректор предприятия, депутат гордумы Кирилл Новожилов, а затем перепродал частным лицам — он передал частнику документы о вселении, которые, якобы, были потом похищены из машины представителя «Усова, 66». Этот факт зафиксирован в Ленинском РОВД, но дело возбуждено не было. Дубликатов документов у жильцов нет. «По сути, мы живем в общаге на птичьих правах или, как выражаются представители компании, мы — привидения», — усмехается женщина.
— Когда начали разворачиваться эти события, выяснилось, что в 1993 году общежитие было приватизировано «Сибэлектромотором. Но документов, подтверждающих этот факт, нет. Когда начали копаться, нашли свидетельство о собственности от 2001 года, где общежитие значилось как нежилое помещение. При этом не все здание было оформлено в собственность как нежилое, а лишь первый этаж и подвал. А в Госрегистрации сказали, что такое свидетельство у них нигде не зафиксировано. Потом на основании первого свидетельства появилось второе от 2006 года — там мы значимся как жилые помещения. А вообще здание вводилось в эксплуатацию в 1960 году в статусе общежития. И когда мы делали запрос в мэрию, управляющий делами муниципалитета Цымбалюк выдал справку, что здание как было жилое, в скобочках общежитие, так и осталось, — Татьяна помнит каждую мелочь.
Летом прошлого года, вспоминает она, и вовсе дошло до абсурда.
— На первом этаже у нас магазины, парикмахерская, прачечная — помещения под них освободили, переселив жильцов в комнаты на втором этаже. Главный вход в здание постоянно перемещали, в итоге все широкие входы продали, а нам оставили узкий черный ход, который ведет за здание, прямо на помойку. Случись пожар, мы не сможем вовремя выбраться. Сверху периодически падают кирпичи. Правда, мэрия прислала работников, они сделали козырек, но и он может рухнуть — собственник не следит за зданием, по нему пошли трещины, неоднократно у нас горела электропроводка. У нас отключают свет, порой почти на сутки, часто не бывало зимой отопления, горячей и даже холодной воды — такие вот меры давления на нас. Тарифы завышены. За свет, проживая в комнате 19 «квадратов», мы платим 1 025 рублей в месяц. И так — в каждой комнате. Проводили проверку со специалистами «Томского энергокомплекса», но она ничего не дала.
Со своей проблемой жители многострадального общежития обращались во все возможные инстанции, но кроме отписок ничего не получали. Администрация города подавала иск в суд, но проиграла уже в двух инстанциях. В прокуратуре людям советуют подавать индивидуальные иски. «Но у нас нет документов о вселении, на основании чего мы пойдем в суд? У нас только прописка в паспортах есть и свидетели, и то некоторые уже умерли, потому что часть жильцов вселялась еще 40-45 лет назад», — сокрушается участница пикета.
— Писали мы и в гордуму, и в областной парламент, и губернатору, и президенту — толку нет! В ответ сообщают, что никаких мер прокурорского реагирования не усматривается. Было время, когда градоначальник вел переговоры с собственником о выкупе нами комнат по цене ниже, чем 27 тысяч рублей за квадратный метр, однако они не достигли согласия, да и неоткуда нам взять эти деньги. Не по карману нам что-то купить, иначе не жили бы в этой развалюхе, которая не сегодня-завтра рухнет, — Татьяна не сдерживает слез.
— Мы готовы уже на крайние меры: проводить митинги, устраивать голодовки, пока на нас не обратят внимание. Нас 300 человек, есть инвалиды, пенсионеры, лежачие бабушки, глухонемые, почти у всех — дети... И все мы за чертой бедности, деваться некуда...
Портал «В Томске» будет следить за развитием событий в общежитии по улице Усова, 66.