18 октября, пятница
+9°$ 97,15
Прочтений: 4108

Средний тираж томского «глянца» завышен трижды

Средний тираж томского «глянца» завышен трижды
Фото: www.chaskor.ru

Больше года назад редакция «Томского Бизнес–журнала» впервые призвала томских издателей печатных СМИ быть честными перед своими партнерами–рекламодателями в отношении декларируемых тиражей. Время идет — вранье продолжается.

Подводя итоги годичной пропаганды нашей редакцией акции «Честный тираж», мы вынуждены признать, что «Томский Бизнес-журнал» всё также находится в одиночестве и плывет против течения. Издателям по-прежнему невыгодно раскрывать карты о реальных тиражах, а рекламодатели радуются низким ценам на предлагаемые рекламные площади.

Недавно был искренне удивлен появлением нового журнала, напечатанного на цветном принтере, то есть с помощью весьма дорогостоящей оперативной полиграфии. Вы думаете, что его издатель заявил тираж, измеряемый сотнями штук? Ошибаетесь — тысячами! И таких примеров масса. Это называется — мошенничество.

А как еще назвать ситуацию, когда томские печатные СМИ обманывают рекламодателей на миллионы рублей ежегодно! Сейчас почти все рекламные носители предпочитают заманивать рекламодателя заоблачными скидками. Но если радио и ТВ могут это делать без ущерба для конечного продукта, то журналам при снижении цен приходится сокращать расходы на печать и редакцию.

В результате собственного мониторинга мы вывели средний коэффициент завышения тиражей по томскому рынку журналов. Он равен 3 (!). Есть, конечно, издания, которые завышают в 5–10 раз, есть те, которые умножают свой реальный тираж всего на два.

Объем рекламы во всех томских журналах за прошлый год, по нашим оценкам, составил около 20 миллионов рублей. Если учесть, что в среднем две трети тиража остается приписанной, то из карманов рекламодателей было украдено около 13 миллионов! Тут впору обращаться в органы милиции, а не ограничиваться антимонопольным органом. Кстати, последний занимается подобными делами, но, в рамках закона — только по заявлениям «пост фактум».

Но кто же сегодня сможет доказать, что тиражи дутые, когда типография и редакция будут покрывать друг друга до конца и «нарисуют» любые необходимые документы? Нельзя нарисовать только одно — сам тираж. Если он существует, его до начала распространения можно предъявить любому желающему.

Повторю, в прошлом году из кармана томских рекламодателей было украдено порядка 13 миллионов рублей. Кто ответит за столь крупное хищение?! По закону — главные редакторы мошеннических журналов. И не нужно здесь оправдываться: описались, технический сбой, забыли уменьшить тираж... Подобное может сказать школьник и то лишь один раз. Здесь же монстры пера занимаются безнаказанным мошенничеством годами.

Кроме вреда рекламодателям они не замечают ущерб, который наносят сами себе. Ведь на выходе получается горе-рекламный продукт, который, конечно же, не работает. Рекламодатель рано или поздно это замечает и разочаровывается в печатной рекламе. Ну разве что ему предложат новые «выгодные» скидки. Круг снова замыкается!

В прошлом году наша редакция, в числе прочих, получила из новосибирской типографии факс. В нем раскрывался обман одного томского журнала, который декларировал тираж в три тысячи, а распространил всего 100(!) экземпляров журнала. Такую небывалую искренность вызвал факт неоплаты издателем тиражей. И как после распространенных 100 экземпляров томский рекламодатель «отобьет деньги с рекламы»?!

Почему именно на томском рынке так бессовестно и повсеместно происходит обман рекламодателей? Здесь надо вспомнить 2000–2003 годы, когда в городе шла война тиражей «стотысячных» рекламных газет. Они-то и устраивали гонку тиражей. Поначалу у рекламодателей этот «цирк» вызывал улыбку: «В Томске нет и 40 тысяч ящиков, а они заявляют о 80–100 тысячах печатаемых газет». Вскоре улыбка сменилась горестными раздумьями: куда давать рекламу, ведь информационное поле стало размытым и рекламные кампании начали обходиться «в копеечку». То есть сами рекламодатели, потакая жульничеству редакторов (владельцев) газет, попали в капкан. Так что вина за происходящее сейчас лежит и на рекламодателях.

Коллеги, издатели, редакторы томских журналов, уважаемые рекламодатели! Печатным СМИ отведено еще лет 10–20. Этот предстоящий посткризисный период специалисты уже окрестили ренессансом печатной прессы. Дальше новые медиа-носители просто вытеснят «бумагу». Так давайте не будем рушить рынок и проживем эти годы в созидании и без обмана.


Дмитрий Шиптенко, издатель «Томского Бизнес-журнала» и журнала «MyWay»

Смотрите также